Анна Владимировна
Школа обучения родителей детей с РАС. Лекция на тему «Обучение ребенка с РАС глобальному чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Добрый день! Сегодня мы говорим о важной теме - обучение глобального чтения для детей с расстройствами аутизма. Расстройства аутизма - это нейродевелопментальные состояния, которые влияют на коммуникацию, социальное взаимодействие и поведение детей. Однако, с правильным подходом и поддержкой, дети с аутизмом могут развивать навыки чтения и учиться наравне с другими.
Роль чтения в развитии детей с аутизмом
Публикация «Школа обучения родителей детей с РАС, Лекция на тему „Обучение ребенка с РАС глобальному чтению“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Чтение - это не только навык, который открывает доступ к информации, но и инструмент для развития коммуникационных и когнитивных способностей. Для детей с аутизмом, развитие навыков чтения может быть особенно полезным, так как оно способствует:
- Развитию языка: Чтение помогает детям с аутизмом улучшить словарь, понимание грамматики и развивать навыки общения.
Снижению тревожности: Чтение книг и рассказов может быть уютным и успокаивающим занятием, которое помогает снизить тревожность.
Развитию воображения и творчества: Книги способствуют развитию воображения и способности детей с аутизмом к абстрактному мышлению.
Созданию ситуаций для социального взаимодействия: Чтение книг вместе с взрослыми создает возможность для взаимодействия и обсуждения сюжетов.
Глобальное чтение
Глобальное чтение - это методика обучения чтению, основанная на идеях глобального зрительного анализа и синтеза. Она особенно полезна для детей с аутизмом, так как позволяет им воспринимать слова и текст как целостные объекты. Вот несколько ключевых принципов глобального чтения:
Фокус на целостности: Вместо разбора слова на отдельные звуки, учим детей видеть слово целиком. Это помогает им быстрее понимать и запоминать слова.
Использование изображений: Иллюстрации и картинки поддерживают понимание текста и могут быть особенно полезными для детей с аутизмом.
Визуальная поддержка: Используйте доски, карточки с словами и другие визуальные средства для поддержки процесса обучения.
Практические методики
Чтобы успешно обучать детей с аутизмом глобальному чтению, следует использовать индивидуальные и адаптированные методики. Вот несколько рекомендаций:
Индивидуальный подход: Учитывать потребности каждого ребенка и создавать программы обучения, ориентированные на их специфические потребности.
Постоянство: Уделять постоянное внимание чтению и включать его в повседневную рутину.
Создание структуры: Использовать структурированные материалы и сессии чтения с четкими целями.
Положительное подкрепление: Поощрять достижения детей и создавать положительную ассоциацию с чтением.
Совместное чтение: Вовлекать родителей и взрослых в совместное чтение, чтобы поддержать социальное взаимодействие.
Обучение глобальному чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) требует особого подхода и индивидуальной адаптации. Вот некоторые способы, которые могут помочь в обучении глобальному чтению детей с РАС:
1. Индивидуальный план обучения: Мы разработали индивидуальный план обучения для каждого ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями. Этот план учитывает его уровень навыков, интересы и особенности.
2. Визуальные вспомогательные средства: Используем визуальные вспомогательные средства, такие как картинки, иллюстрации, пиктограммы и доски с символами для представления слов и понятий.
3. Специальные обучающие программы: Используем специальные обучающие программы и приложения, разработанные для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями.
4. Постепенное внедрение слов: Начинаем с небольшого набора слов, а затем постепенно расширяем его, используя простые и часто встречающиеся слова.
5. Использование интересов ребенка: Основываемся на интересах ребенка при выборе материалов для чтения. Если ребенок увлекается какой-то темой, используем книги и тексты, связанные с этой темой.
6. Репетиция и практика: Повторение имеет большое значение. Регулярно повторяем изученные слова и тексты.
7. Используем наглядные и аудиовизуальные средства: Видеоматериалы и аудиокниги помогают улучшить понимание и интерес к чтению.
8. Систематический подход: Разделяем процесс обучения на небольшие шаги и убеждаемся, что каждый шаг полностью освоен перед переходом к следующему.
9. Сотрудничество с специалистами: Работаем с логопедом-дефектологом и другими специалистами в области РАС, чтобы разработать наилучшие методики обучения для конкретного ребенка.
10. Поддержка и терпимость: Мы всегда готовы к тому, что процесс обучения может занять время и потребует терпимости. Поддерживаем ребенка и поощряем его усилия.
Помним, что каждый ребенок с РАС уникален, и подход к обучению должен быть адаптирован под его индивидуальные потребности.
Методы и подходы к обучению послогового чтения детей с такими расстройствами как дислексия
1. Метод фонематического осознания: Этот метод уделяет особое внимание распознаванию и различению фонем (звуков, из которых состоят слова. Дети учатся анализировать слова на отдельные звуки и соединять их в слоги и слова.
2. Метод мультисенсорной интеграции: Использует разнообразные сенсорные входы, такие как слух, зрение и осязание, чтобы усилить усвоение звуков и букв.
3. Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом: Дети с расстройствами чтения могут извлекать пользу из индивидуальных занятий, в которых логопед может адаптировать методику и темп обучения под потребности конкретного ребенка.
4. Мультисенсорные учебные материалы: Использование учебных материалов, которые включают в себя тактильные, аудиовизуальные и интерактивные элементы, помогает детям лучше усваивать информацию.
5. Постепенное наращивание сложности: Начинаем с простых звуков и слов, затем переходим к более сложным. Постепенное увеличение сложности помогает уверенно справляться с более трудными заданиями.
6. Чтение вслух и обсуждение: Регулярное чтение вслух и обсуждение прочитанного помогает детям развивать навыки понимания текста и активного чтения.
7. Терпеливость и поддержка: Важно обеспечивать детей с расстройствами чтения эмоциональной поддержкой и поощрением, чтобы они не теряли мотивацию.
Важно начинать обучение послогового чтения как можно раньше, так как раннее вмешательство может значительно улучшить результаты.
Методика обучения глобальному чтению Л. Г. Нуриевой
Методика обучения глобальному чтению Л. Г. Нуриевой - это методика, разработанная российским педагогом Лидией Григорьевной Нуриевой, с целью обучения детей чтению на основе глобального анализа слов и предложений. Этот метод акцентирует внимание на восприятии слова в целом, без декодирования звуков и букв. Вот краткое содержание основных принципов методики Л. Г. Нуриевой:
1. Анализ контекста: Дети учатся анализировать контекст, в котором находится слово или предложение, и использовать его для определения смысла. Вместо того, чтобы декодировать каждую букву, они анализируют слово целиком.
2. Обучение на основе картинок и текстов: в методике используются иллюстрации и короткие тексты, которые сопровождаются изображениями. Это помогает детям ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.
3. Развитие речевого слуха: Дети тренируют свой речевой слух, анализируя звуки и интонацию речи. Это способствует лучшему пониманию смысла слов и предложений.
4. Упражнения на сопоставление и ассоциации: Дети сравнивают и ассоциируют слова с изображениями, что способствует формированию связи между визуальным и вербальным восприятием.
5. Зрительные ассоциации: Для научения детей распознавать слова в целом, используются упражнения с зрительными ассоциациями, включая визуальные образы слов.
6. Словесные задания и диалоги: Дети учатся общаться и выполнять задания, используя слова, которые они видят и ассоциируют с изображениями.
7. Игры и упражнения на понимание текста: Методика включает в себя игры и задания, которые помогают детям понимать смысл текстов и развивать навыки чтения.
8. Индивидуальный подход: Методика Л. Г. Нуриевой подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его уровень развития и потребности.
Эта методика призвана упростить процесс обучения чтению, особенно для детей, которые могут испытывать затруднения при декодировании букв. Важно помнить, что эффективность методики может варьироваться в зависимости от конкретного ребенка, и может потребовать дополнительных исследований и развития.
Заключение
Обучение глобального чтения детей с аутизмом - это важный этап в их развитии. Этот навык помогает им развивать язык, коммуникацию и когнитивные способности. С индивидуальным подходом, терпением и поддержкой они могут достичь успеха в чтении и наслаждаться миром книг.
Подготовила воспитатель разновозрастной группы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями: Демура Анна Владимировна
25.10.2023