Получи документы

Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение»

Ольга Акутина
Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение - процесс творческий. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Текст необходимо произносить не просто механически, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. Как показывает опыт некоторых родителей, при чтении начинает одолевать сон, зевота.

Публикация «Консультация для родителей „Как организовать семейное чтение“» размещена в разделах

Случается это преимущественно тогда, когда просьба ребенка «что-нибудь почитать» воспринимается как назойливая, скучная обязанность. Значит для того, чтобы чтение стало радостно, важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца. Взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, а также проявление своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. А также не нужно забывать, что чтение - это общение, разговор, что является для детей непреложной истиной.

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книжкой или побеседовать об уже прочитанной сказке. В таком случае чтение становится желанным и ожидаемым.

Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, окружающие относятся к его занятиям уважительно.

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затемненной комнате, при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный лад.

Помните: ребенок не может быть пассивным слушателем, во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребенку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии.

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и тоже произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и вновь с большей силой пережить радостное волнение: их волнует сюжет, герои, образные поэтические слова и выражения, музыка речи.

Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребенок хорошо запоминает и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать сказки, рассказы.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните себе под нос, как бы отбывая, давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит всяческий интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания или прочтения убирайте книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стиха. Взрослый, должен тонко чувствовать в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто слушать.

5. Играйте голосом: читайте, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите за тем, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Регулярно ходите с ребенком в книжный магазин или библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, скотч, ножницы. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем почитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

Простые, но полезные советы помогут достичь наибольшего взаимопонимания со своими детьми. Приятного Вам чтения!

Потешки, сказки, стихи, для детей 3-4 лет, которые должны быть в домашней библиотеке.

* «Жили-были…» - сборник, в который вошли русские народные сказки, в котором находятся самые интересные книги для детей 3-4 лет. Это красочная чудесная книга, которая обязательно понравится детям. В сборник, помимо пятнадцати самых любимых детьми народных сказок, включены потешки и народные загадки, скороговорки и песенки.

*«Сказки малышам» В. Бианки. Очень часто лучшие книги для детей 3-4 лет - это те, в которых рассказывается о животных. Именно поэтому многим малышам по нраву приходятся сказки и рассказы В. Бианки. Они не только интересны, но и весьма познавательны. При чтении этой книги ребенок получает много интересной информации о животных и о природе. Он начинает называть по именам озерных, полевых и лесных обитателей. Кроме того, сказки, написанные Бианки, учат малышей добру, а также дружить и приходить на помощь в трудной ситуации. После их прослушивания малыши начинают более внимательно и бережно относиться к животным и растениям.

*Книги сказок автора В. Сутеева. Вряд ли можно найти такого человека, который не был бы знаком с этой уникальной подборкой. Весь объем книги разбит на 3 раздела: 1. В. Сутеев - как художник и автор. Сюда включены его сказки и сказки-картинки, написанные, а также проиллюстрированные им. 2. По написанным В. Сутеевым сценариям. 3. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам М. Пляцковского, К. Чуковского и И. Кипниса. Его рассказы вряд ли смогут оставить кого-либо равнодушным. Они веселые, яркие и при этом весьма поучительные. Сказочные повести этого настоящего детского волшебника написаны доступным и простым языком. Даже малыши понимают заложенную в произведениях мораль.

* «7 лучших сказок малышам» К. Чуковского. Уже одно только имя автора говорит о многом. Ведь очень хорошо подходят многие его книги для чтения детям 3-4 лет. В этом издании находятся самые известные сказки, написанные автором, произведения которого читали не одному подрастающему поколению. Книга имеет большой формат. Она красочно и хорошо оформлена. В ней находятся занимательные и яркие иллюстрации. Маленьким читателям книга Корнея Чуковского обязательно придется по вкусу.

*«Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер. Главными персонажами являются герои любимых детьми мультфильмов. Например, котенок, которого зовут Гав. Многие малыши любят этот мультфильм и будут с удовольствием слушать про него. В книге объединены сказки сразу двух авторов. Первая из них – про маленького котенка, которого зовут Гав, написанная Г. Остером. Вторая сказка - М. Пляцковского с иллюстрациями к ней В. Сутеева. Рисунки в книге не похожи на те образы, которые созданы в мультфильме. Однако подборку этих сказок детки очень любят.

*«Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка. Эта книжка для будет не только интересна, но и поучительна для малышей. В сказочных историях Д. Мамина-Сибиряка оживают и начинают весело общаться между собой игрушки, животные и растения. Деткам нравятся такие забавные персонажи, как Ерш Ершович, Мохнатый Миша, Комар Комарович, Воробей Воробеич и многие другие. Эти фантастические герои увлекают малышей в свой чудесный мир, уча их при этом таким хорошим человеческим качествам, как справедливость и трудолюбие, дружеские отношения и добродетель.

*Кроме этого, персонажи «Аленушкиных сказок» помогают деткам получить сведения о природе, а также наблюдать за событиями, происходящими в жизни. Автор раскрывает перед своими юными читателями весь мир, вкладывая в каждую из рассказанных им историй свой уральский характер и благородство.

*«Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов. Эту сказку относят к классике детской литературы. В ней ребята знакомятся с маленьким Паровозиком, который возил своих пассажиров на станцию Ромашково. Он был необычным, так как всегда и всюду опаздывал, давая каждый раз начальнику слово, что это было в последний раз. По дороге между станциями Паровозик мог остановиться, чтобы полюбоваться жеребеночком, послушать пение соловья, насладиться запахом рощи или посмотреть на закат. Пассажиры, сначала возмущавшиеся задержкой в пути, также начинали любоваться природой. В результате Паровозик привез их в Ромашково на 3 дня позже. Но при этом никто не ругал его. Взрослые дяди и тети благодарили за поездку. При этом они говорили о том, что если бы не Паровозик, то можно было бы опоздать на всю весну, лето, и даже на всю жизнь. Автор показывает своей сказкой, что многие люди постоянно спешат. Они бегут на работу и после нее домой, не обращая никакого внимания на ту красоту, которая их окружает. Малыши начинают понимать, что надо радоваться жизни, в которой можно найти много хорошего даже при плохой погоде. Помимо этой сказки в книге можно найти и другие произведения писателя. Это короткие, но очень добрые истории, которые содержат в себе много поучительных моментов. Их прослушивание может навести малышей на некоторые размышления, а также окажет помощь в освоении такого пока незнакомого, но интересного для них мира. Сказки, входящие в эту хорошо оформленную и красочную книгу, научат детей быть добрыми, а также верить в то, что они сами могут сотворить чудо. Малыши начинают понимать, что нужно думать перед тем, как сделать что-нибудь, дружить и отдыхать с пользой. Буквы в этой книжке большие, а рассказы короткие. Именно поэтому «Паровозик из Ромашково» пригодится ребенку для самостоятельного чтения.

*«Школа семи гномов». Развивающие книги для детей 3-4 лет. Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется серия пособий «Семь гномов». Она состоит из 7 комплектов, каждый из которых предназначен для одного года жизни дошкольника. При разработке серии были учтены современные стандарты образования, что позволяет деткам получить соответствующие их возрасту всесторонние знания. В пособии много цветных иллюстраций, вкладышей с наклейками и карточками, заданий для малышей, а также рекомендаций для взрослых. Книги «Школа семи гномов» для деток трех и четырех лет посвящены различным темам. Но при этом каждая из них направлена на развитие определенного навыка и умения, а также личностного качества ребенка. Изучение изложенного в пособии материала позволяет дошкольникам увеличить запас слов, раскрыть творческий потенциал личности и ближе познакомиться с окружающим их миром.

*«Чудесные наклейки». Эта целая серия книг, выпущенная издательством «Мозаика Синтез», помогает малышу трех и четырех лет выполнять задания в игровой форме. Ведь маленьким детям бывает весьма сложно отвечать на поставленные вопросы так, как это принято в школе. В них находятся забавные иллюстрации, к которым прилагаются многоразовые наклейки. Украшать предложенные рисунки становится для малыша занятием не только интересным, но и полезным. Эти книги помогают малышу быстрее познать окружающий мир, положительно влияют на интеллектуальное и речевое развитие, учат находить решения и принимать их.

*«Букварь» Н. С. Жуковой. Это еще одна развивающая книга, которая заслуживает внимания родителей и педагогов. Ведь взрослые понимают, что уже не за горами то время, когда малыш подрастет и пойдет в школу. Уже в три-четыре года его нужно постепенно начинать готовить к столь важному этапу его жизни. И в этом поможет «Букварь», написанный кандидатом педагогических наук, логопедом более чем с тридцатилетним стажем Надеждой Сергеевной Жуковой.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

• Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

• Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

• Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

• Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

• Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

• До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

• Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

• Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

• Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

• Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейное чтение» Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками.

Рекомендации для воспитателей и родителей «Как организовать домашнее чтение» Рекомендации для воспитателей и родителей «Как организовать домашнее чтение» 1. Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать.

Консультация для родителей «Как организовать экологическое воспитание детей дома» «Как организовать экологическое воспитание детей дома» Давайте разберемся, что такое экология? Экология это наука о планете Земля. Очень.

Консультация для родителей «Как организовать детский праздник дома» В каждой семье день рождения ребенка, конечно же, праздник. Но как сделать его весёлым, интересным и запоминающимся? Ведь радостные ощущения,.

Консультация для родителей «Как организовать игровое пространство детей дома» Еще до рождения ребенка родители представляют, как обустроят комнату малыша или, как минимум, составляют список необходимых игрушек. Это.

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

Консультация для родителей «Как организовать посещение музея» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Как организовать прогулку с ребенком» ПРОГУЛКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА КАК И КОГДА НУЖНО ГУЛЯТЬ С РЕБЕНКОМ? Гулять нужно в любую погоду (кроме сильного ветра и сильного мороза). Контакт.

Консультация для родителей «Семейное чтение» Методическая разработка «Семейное чтение» Консультация для родителей МАДОУ детский сад №3 села Коноково, составила воспитатель Тихонова.

Консультация для родителей (законных представителей) «Как организовать выходные с ребенком зимой. Подвижные игры» Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 11:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Акутина (УИ 1337496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД