Инесса Ефимова
Консультация для родителей «Нужно ли обращаться к логопеду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Желательно начинать разговаривать с ребёнком, когда он ещё находится в утробе матери. Разговаривайте с ним, даже когда он ещё не научился вам отвечать. Он уже знает ваш голос, чувствует ваше настроение, запоминает звуки, ритмику слов. Ребёнок запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Ведущий тип деятельности у детей: от 0 до 1 года — это общение.
Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка. Ведущий тип деятельности у детей: от 1 до 3 лет — предметная деятельность. Он - исследователь в этом мире. Все предметы для него — маленькое открытие. Помогайте ему, рассказывайте и показывайте, даже если он ещё совсем-совсем маленький и не умеет разговаривать.
Публикация «Консультация для родителей „Нужно ли обращаться к логопеду?“» размещена в разделах
Нужно ли показать ребёнка логопеду, если вы видите, что он отстаёт от сверстников в речевом развитии, или ждать, когда у него все пройдёт «само собой»?
Очень важно как можно раньше увидеть проблему, пока она ещё не приобрела больших масштабов. Ведь чем больше она запущена, тем труднее её устранить. Если дефект произношения зафиксирован длительным временем, то и для переучивания потребуется много занятий с логопедом. Родители должны насторожиться, если малыш, например, в 4 месяца не гулит, в 2,5 года не строит предложения из трёх-четырёх слов, а в 5 лет у вашего ребёнка нечёткая речь или в ней есть запинки.
Чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребёнка.
Показатели развития речи детей раннего возраста
1мес. — начинает улыбаться.
4 мес. — гулит (произносит гласные звуки [а, у, ы] в сочетании с согласным [г]). 5—6 мес. — начинает понимать обращённую к нему речь.
8 мес. — начинает понимать слова и повторять жесты.
10 мес. — лепет: начинает произносить одинаковые слоги: ма-ма-ма, ля-ля-ля, ба-ба-ба и пр.
1год 2 мес. — повторяет слоги и односложные слова за взрослым. Знает своё имя.
1год 6 мес. — показывает, где папа, мама, баба и т. п. Может показать, где глазки, ротик и пр. на себе и на других. Произносит одно- и двухсложные слова (дай, на, мама, папа, баба и т. п.).
1 год 8 мес. — словарный запас стремительно растёт. В активном словаре все
больше слов. Чётко произносит слова из двух слогов, типа: дядя, тётя и пр.
1год 10 мес. — начинает произносить слова, состоящие из трёх слогов, искажая или смягчая произношение (может выпадать или переставляться один слог). Для обозначения места использует слова в именительном или винительном падежах. При произношении слов опускает первый или последний звук.
2года —2 года 2 мес. — пытается произносить трёх- и четырёхсложные слова. Произносит словосочетания ( например: папа Саша). Строит предложения из двух слов ( например: «баба, дай»; «мама, гулять»). Может вставить слово в знакомые стихи или песенку. Свои просьбы высказывает словосочетаниями или предложениями без предлогов. Начинает использовать дательный падеж («дай бабе», «иди папе», творительный падеж («играть машинкой») и предложный падеж со значением места («конфета столе»).
2года 2 мес. — 2 года 6 мес. — произносит простые предложения из трёх-четырёх слов, начинает употреблять в речи прилагательные и предлоги.
2года — 3 года — словарь от 50 до 200—250 слов. Словарь расширяется за счёт понимания слов, обозначающих действия и качества. Предложения из 2—3 слов. Ребёнок выполняет двухступенчатую инструкцию ( например: достань с полки и принеси маме). Начинает понимать значение предлогов.
К трём годам в словаре у малыша должно быть 800—1000 слов. Он понимает простые сказки, вначале со зрительной опорой (с картинками, а затем при устном предъявлении. У него в речи присутствуют почти все части речи. Он говорит предложениями из 3—4 слов и постепенно овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.
Нормативы речевого развития детей 3-6 лет:
1 год — сознательно выговаривает первое слово.
1,5 года — начинает выражать свои чувства и желания в речи. Он в состоянии воспринимать грамматические нормы родного языка, но из-за нехватки слов создаётся впечатление специфического «детского языка». Вывод: запрет на родительское «сюсюканье». Малыш в этом возрасте наиболее чувствителен к нормам языка.
2,5—3 года — часто разговаривает сам с собой. Постепенно монологи становятся внутренними.
Речь детей в этом возрасте может иметь нарушения звукопроизношения отдельных согласных (чаще это свистящие, шипящие, звуки [л]-[л’] или
[Р]- [Р’]). Твёрдые согласные может смягчать. Это может быть физиологическим (возрастным) косноязычием, но показать логопеду всё-таки нужно. Произносит наизусть небольшие стихи. Строит сложные предложения.
4года — дефекты звукопроизношения постепенно уходят. Ребенок умеет правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные в един-ственном и множественном числе, а также с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети в этом возрасте живо интересуются символическими изображениями букв, играют с ними, выкладывают из них простые слова по образцу.
5лет — заканчивается формирование правильного произношения. Ребёнок использует сложные предложения, речь его грамматически правильная. В речи использует сложные предлоги, деепричастия, владеет словообразованием, пересказывает сказки, мультфильмы и пр. Ребёнок постепенно начинает читать, без принуждения, так как к этому его ведёт логика речевого развития.
6 лет — в этом возрасте ребёнок должен правильно произносить и различать на слух все фонемы (звуки) родного языка. Самостоятельно определять наличие звука в слове (в начале, в середине или в конце слова, придумывать слова с заданным звуком, выделять ударный гласный звук в слове. Усваивается слоговая структура слова. Пополняется активный и пассивный словарный запас. Ребёнок может самостоятельно классифицировать и обобщать предметы по разным признакам, писать слова, предложения, небольшие рассказы.
Первый словарь
Ребенок учится говорить задолго до того, как произнесет свое первое слово. В его активном словаре сначала появляются существительные, затем глаголы, далее прилагательные, другие части речи, социальные слова, вопросы. На основании многолетнего изучения развития речи детей раннего возраста, ученые составили усредненный первый словарь малыша.
Существительные
1. Животные: зайчик, кошка, курочка, лошадка, медведь, петушок, птичка, рыба, свинка, собака, утка, цыпленок.
2. Одежда, обувь: ботинки, носки, пальто, трусы, шапка, штаны.
3. Предметы обихода: ложка, свет, тарелка, телефон, часы, чашка.
4. Люди. Собственные имена: бабушка, дедушка, девочка, мальчик, дядя, мама, папа, тетя.
5. Дом: ванна, кровать, стол, стул, телевизор.
6. Еда: банан, каша, молоко, печенье, сок, хлеб, яблоко.
7. Вне дома: дождь, дом, дорога, дерево, качели, снег, трава, цветы.
8. Игрушки: книга, кубики, кукла, мяч, пирамида.
9. Части лица и тела: волосы, глаза, живот, зубы, ногти, нос, рот, руки, уши, язык.
10. Транспорт: автобус, машина, самолет.
Глаголы
Бросить, встать, дать, звонить по телефону, играть, кушать, махать, нарисовать, пить, плакать, положить, поцеловать, причесываться, сесть, скакать, слушать, смотреть, спать, танцевать, топать, уйти, упасть, ходить, хотеть, чистить зубы.
Прилагательные (описательные)
Большой, грязный, красивый, маленький, теплый, холодный, хороший, чистый.
Другие части речи
Слова, обозначающие пространственные отношения: вверх, вниз, в, из, на, там.
Слова, обозначающие принадлежность: мамин, папин, мой.
При первом посещении логопеда проводится обследование ребёнка, ставится логопедическое заключение.
В соответствии с результатами первичного обследования разрабатывается индивидуальная программа занятий для ребёнка, включающая:
— проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
— проведение логопедического массажа;
— постановку правильного дыхания;
— постановку нарушенных звуков, их автоматизацию в речи и дифференциацию;
— выработку чёткой правильной дикции;
— развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов;
— обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
— развитие восприятия ритмического рисунка слова;
— развитие слуха, внимания, памяти, мышления.
По итогам каждой части плана занятий проводится тестирование, по результатам которого корректируется индивидуальная программа занятий.
Будьте внимательны к речи своего малыша. Своевременно обращайтесь к специалисту!