Оксана Куприянова
Шерстяная акварель на занятиях в дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из увлекательных и интересных направлений в декоративном творчестве является шерстяная акварель.
Это техника создания художественных картин с помощью шерсти и других волокон на войлочной основе, выполняемая методом сухого или мокрого валяния.
Акварель, в переводе с французского, означает водянистая. Это свойство краски дает возможность изображения легкости, прозрачности и пронзительности в живописи. Сама акварельная живопись родилась в Китае во II веке до нашей эры.
Публикация «Шерстяная акварель на занятиях в дополнительном образовании» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Шерстяная акварель. Рисование шерстью
- Темочки
Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Приемы в шерстяной акварели очень сходны с используемыми в живописи – рельефные мазки с лессировочной заливкой. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. В то же время можно выполнять четкий насыщенный гуашевый рисунок, но в войлоке он менее интересен.
Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин.
В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус.
Вот уже около 100 лет во всем мире "общение" с цветной овечьей шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением, стрессами, приобрести равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет вдохновения во время живописания шерстью, ведь этот процесс настолько динамичен творчески! - человек, рисующий картину шерстью, не ограничен какими-то заданными рамками, он всегда использует ту цветовую гамму, которая соответствует потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию.
Техника шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Изготовление картин из непряденой шерсти – это очень увлекательное и приятное занятие. Прелесть шерстяной живописи заключается еще и в том, что для её освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть самыми разнообразными – от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картины создаются по образцу – это может быть уже готовая картина из шерсти или любая другая картинка, и даже фотография.
Картины из шерсти создаются на грани прикладного искусства и живописи. Часто шерстяную живопись называют «шерстяной акварелью».
Технология работы над созданием картины из шерсти имеет много сходств с технологией живописи: сначала готовится холст (рамка-основа для выкладывания шерсти, продумывается сюжет, создается эскиз, выбирается цветовая палитра и создается сама работа. Шерсть очень пластична и послушна, она позволяет воплотить в жизнь любой замысел художника.
Сходство с живописью придает технологии шерстяной живописи и возможность смешения цветов. Для этого вытягивают волокна шерсти разных цветов. Также можно наслаивать один цвет на другой.
В процессе нетрадиционной технике рисования у детей развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.
Взаимодействие с таким теплым, податливым материалом, смешение цветов шерсти приносит душевный комфорт, эстетическое удовольствие. А результат – «тёплая» картина в уникальной технике.
«Теплые» картины (так их еще называют) способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества.
Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание, а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.
• вытягивание волокон (наложение слоя длинных волокон подходит для создания фона);
• выщипывание нитей (используется для создания «воздушных» деталей, например, облаков, снега);
• нарезание волокон (подходит для мелких объемных деталей, где они укладываются «кучкой»).
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.
Цель:
формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.
Задачи:
Развивающие:
1. развивать у детей творческие способности, наглядно - образное мышление, фантазию;
2. развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;
3. развивать мелкую моторику рук;
4. развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.
Воспитательные:
1. воспитывать эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы, желание порадовать близких своей работой;
2. вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах;
3. совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.
Обучающие:
1. формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы, пинцет);
2. учить при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание);
3. учить детей видеть и понимать прекрасное в картинах художников.
Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.
Список литературы.
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д. : Феникс, 2006. – 347 с.
2. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М. : Высш. шк., 1992. – 159с
3. Кокарева И. «Живописный войлок» АСТ-Пресс Книга, 2009 г. ; Краткая энциклопедия. Современное искусство. - М. : Премьера, Астрель, АСТ, 2001.
4. Мэкки М. «Картины из шерсти и войлока», «Контэнт», Москва, 2012год.
5. Сокольникова Н. «Основы композиции» - Обнинск: Титул, 1996.
6. Сурина М. «Школа дизайна. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре».- М, Ростов-на-Дону: Март, 2003.
7. Сурина М. М. О., Сурин А. А. «Школа дизайна. История образования и цветодидактики».-М., Ростов-на-Дону: Март, 2003.
8. Шинковская. К. «Войлок. Все способы валяния» АСТ-Пресс Книга, 2011 г
9. Зайцева А. «Цветы из войлока и фетра» И: «Эксмо» Москва, 2011
10. Кокарева И. «Живописный войлок» АСТ-Пресс Книга, 2009 г. ;
11. Шинковская К. «Войлок. Все способы валяния» АСТ-Пресс Книга, 2011 г