Юлия Нольняева
Патриотическое воспитание дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально- нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.
Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены и актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
С истоками русской народной культуры дети в ДОУ знакомятся с самого раннего детства. Это колыбельные, потешки, сказки. Затем это песни, былины, игры и забавы.
Иллюстрированные книжки знакомят детей с нарядами наших предков, на экране телевизоров мы так же можем наблюдать внешний вид русской девицы, услышать песни, заклички.
В более старшем возрасте, когда начинает звучать слово национальность, когда дети слышат многонациональная страна, область, многонациональный район, уже возникает вопрос - кто такие мордва, чуваши, татары и т. д. При этом мы всегда говорим, что живем в многонациональной стране, области, районе, но имеем одну большую Родину – Россию. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, которые находятся постоянно с ним рядом. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
С целью формированию культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста в детском саду возникла идея создания Мини – музеев «Изба на столе». (Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Международный День толерантности ежегодно празднуется 16 ноября. Символом толерантности принято считать радужный флаг).
В каждой группе детского сада имеется уголок духовно-нравственного воспитания. В нашем детском саду существует мини - музей «Русская изба».
В группах детского сада решили изготовить мини – музеи на столе «Национальная изба».
Цель создания избы: воспитание интереса к культуре и традициям народа разных национальностей.
Задачи: Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечило бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры народов населяющих нашу Родину.
Прививать интерес к духовной культуре народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков, включающих в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, ремеслами, одеждой, национальными блюдами;
Воспитание бережного отношения к экспонатам мини-музея.
Удобство данных мини изб в том, что они мобильны (можно переставлять предметы утвари, мебели с одного места на другое).
Саму избу можно переносить.
Использование мини-избы возможно как во всех образовательных областях, так и в свободной деятельности детей (они всегда доступны).
Постепенно собрали очень богатый материал (портфолио) : об истории народов нашей малой Родины, об элементах национальной одежды, о традициях и обычаях, о национальных блюдах, затем создалась картотеки фольклора (потешки, сказки, народные игры). Посетили «Старошенталинский историко-этнографический музей имени М. И. Чувашёва». Снимали с детьми короткие мультфильмы о народах населяющих нашу Родину.