Голубев Алексей Александрович
Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема доклада: Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка
Подготовил: Голубев А. А.
Педагог дополнительного образования
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, доказано многочисленными исследованиями и экспериментами. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.
Публикация «Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка» размещена в разделах
При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Дети, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.
Доказано, что шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Также отмечается положительное влияние шахмат на формирование характера: начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости, дети становятся более общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, который играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Если шахматам обучать всех детей, то и ведущей становится «учебная» установка, связанная с пониманием того, что именно дает игра в шахматы всем детям, безотносительно к тому, будут ли они далее играть в шахматы или нет.
Учебный предмет шахматы имеет четкие цели :
- побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;
- введение в мир логической красоты и образного мышления;
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие памяти, внимания, усидчивости;
- обеспечение креативной функции знаний;
- воспитание других положительных качеств личности.
Шахматы – средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.
Игра в шахматы даёт прекрасную возможность применять полученные знания на практике. Она является посильной и интересной для детей практической деятельностью, имеющей развитую и неотрывную от практики теорию.
Для обучения шахматам мы выбрали авторскую методику, данный курс рассчитан на 4 года обучения. Методика представляет собой последовательность уроков, начиная с ознакомления с элементарными шахматными понятиями и заканчивая овладением сложными тактическими приемами. Каждый урок включает в себя изучение теоретического материала, отработку его на практических примерах. На занятиях с детьми младшего школьного возраста мы используем дидактическое компьютерное пособие «Шахматы в школе. Динозавры учат шахматам».
Данный программный комплекс позволяет проводить занятия и игры в компьютерном классе. В данное время мы используем его в своих классах при знакомстве с фигурами, при изучении особенностей ходов данных фигур. Игровая форма изучения шахмат вызвала большой интерес на начальном этапе. Также для практической работы мы используем демонстрационную шахматную доску.
Для того, чтобы выявить у детей способности к изучению шахмат и спрогнозировать результаты, мы использовали комплекс психологических методик Татьяны Анатольевны Огневой, разработанный для детей 5-7летнего возраста. Этот комплекс также направлен на выявление трудностей в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно скажется и на освоении шахматной игры.
Комплекс этих психологических методик рекомендован для преподавателей шахмат, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей.
Методики помогаю выявить потенциал детей к обучению шахматной игре (именно не к самим шахматам, а только к их обучению). Известно, что научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудоёмкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость. Т. А. Огнева считает, что "для повышения качества и скорости развития ребенка посредством шахмат важно знать способности ребенка к изучению шахмат ещё до того, как он начал изучать эту игру". Она разработала систему оригинальных методик, которые дают возможность увидеть зону актуального развития каждого ребенка. Это позволит в процессе обучения определить для него посильную нагрузку. В результате составляется прогноз шахматных способностей ребенка.
В комплексе представлено четыре методики: первая методика направлена на выявление умения анализировать. Вторая - "рисование заборчика" - взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы, как инертность мышления и трудности переключения деятельности. Третья методика диагностирует способность ребенка действовать в уме. Четвертая методика ("Эмоциональный статус личности" - модификация цветового теста Люшера - Дорофеевой) позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка, которое определяет эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения тестирования.
Мы прогнозируем, что данный блок методик позволит определять структуру группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в этом тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени.
Подводя промежуточный итог, делаем вывод, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития способностей ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности».