Альбина Гаврильева
Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования отечественных и зарубежных психологов Н. Г. Алексеева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперика, Я. А. Пономарева, Ж. Пиаже свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать «в уме». Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка именно в процессе игры ребенок сам стремится научиться тому, что не умеет.
Публикация «Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
В наше время самой распространенной интеллектуальной игрой являются шахматы. Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Специалисты утверждают, что современный человек должен обладать самостоятельностью и критичностью мышления, умением мыслить как логически, так и творчески, обладать выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения. Именно все эти качества можно развивать, научив ребенка играть в шахматы. В последнее время стало уделяться большое внимание обучению шахматам детей во всех ступенях образования, начиная с детского сада.
В нашем детском саду с 2016-2017 учебного года начали обучение шахматам детей старшего дошкольного возраста. Деятельность дополнительного образования по шахматам направлена на развитие логического мышления детей, способности мыслить изобретательно и продуктивно, расширение представления об игре в шахматы и воспитание интереса к игре. Создание условий для выявления, развитие интеллектуальных способностей детей. Обучение ведется на основе Федерального курса И. Г. Сухина, который базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Используются учебники по обучению шахматам : И. Г. Сухина «Шахматы первый год или учусь и учу», «Играем и выигрываем»; А. С. Трофимовой «Шахматная тетрадь раскраска». Программа рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста проводится раз в неделю по 25-30 минут. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Знакомится с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнить различные дидактические задания. Каждый раз используется материал вызывающий особый интерес у детей : загадки, стихи, сказки о шахматах. Ключевым моментом является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позиции, делают выводы, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Участвуем в различных турнирах и соревнованиях. В детском саду провели турнир по шахматам среди детей, где очень хорошо играли Лукин Витя, Дмитриев Виталий, Хромов Вова. В январе этого года воспитанник подготовительной группы Лукин Витя участвовал в городском конкурсе по шахматам среди детей дошкольного возраста.
В марте месяце в нашем детском саду прошел городской семинар по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». На семинаре проводила образовательную деятельность по теме: «Тайны шахматной доски», где мои воспитанники играли в различные дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай чего не стало», «Ставим ловушки»; решали шахматные задачи; сами становились «живыми шахматными фигурами»; участвовали в шахматной эстафете. В конце, сюрпризным моментом стало появление сказочного Короля с Королевой, которые принесли в волшебной шкатулке свои блиц – вопросы о шахматной игре, где наши дети все правильно ответили.
Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, терпение, трудолюбие.
Проведя работу по игре в шахматы, я убедилась, что эта игра не только популярна, но и действительно эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому очень важно начинать учить детей в шахматы именно с дошкольного возраста.