Оксана Гельдт
Шаблон рабочей программы воспитателя для группы детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
второй группы детей раннего возраста общеразвивающей
направленности № 2
по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
ОГЛАВЛЕНИЕ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…
Пояснительная записка…. …
1.1 Значимые для разработки и реализации программы характеристики
1.2 Возрастные особенности 2-3лет. 6
1.3 Приоритетное направление деятельности группы. 7
1.4 Планируемые результаты освоения программного материала. 8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 11
Публикация «Шаблон рабочей программы воспитателя для группы детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
2.1 Комплексно тематическое планирование. 11
2.2 Взаимодействие с семьями воспитанников. 13
2.3 Взаимодействие с социумом. 23
2.4 Коррекционная работа. 23
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 24
3.1 Материально–техническое обеспечение. 24
3.2 Программно–методическое обеспечение. 24
3.3 Развивающая предметно–пространственная среда. 24
3.4 Режим дня. 25
3.5 Расписание организованной образовательной деятельности. 27
3.6 Оздоровительные мероприятия. 27
3.7 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 28
Список литературы 28
Приложение 29
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Общие сведения
Деятельность МБДОУ осуществляется на основании действующего Законодательства Российской Федерации, Уставных документов дошкольного учреждения, квалификационных документов сотрудников, в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования".
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС).
4. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 мая. 2007 г. № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
5. Инструктивно-методического письма Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) № 65/23-16 от 14 марта 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
7. «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - «От рождения до школы».
1.1 Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года 6 появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500– 2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является 7 изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием
орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Наименование группы : вторая группа раннего возраста № 2
Общая численность детей : детей
Девочек: детей Мальчиков : детей
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Воспитатель :
Образование высшее педагогическое.
Комплектование группы № 2 на 01.09.2021г.
№ гр возраст детей Кол-во мальчики девочки
2 2-3 года
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия
соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе
предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи и т. д.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами- заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности
обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка
проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные
с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст
кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений:
негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.
1.2 Возрастные особенности детей 2– 3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление
1.3 Приоритетное направление деятельности группы.
1.4 Планируемые результаты освоения программного материала.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Может образовать группу из однородных предметов.
-Различает один и много предметов.
-Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб и т. д.
Образовательная область «Речевое развитие»
-Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
-Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
-Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения и т. д.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Проявляет заметный интерес к иллюстрациям в детских книжках, к
народной игрушке и другим предметам декоративно прикладного искусства (посуда и другие предметы интерьера).
Понимает, что изображение отличается от реальных предметов. На основе ассоциаций устанавливает сходство между реальными предметами и их изображениями.
-Видит основные формы предметов, выделяет их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивает, похожие по форме предметы;
-Создает простейшие формы: раскатывает цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней, раскатывает шар (колобок) круговыми движениями ладоней;
Рисование
-Умеет правильно держать карандаш;
-Проводит линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые и умеет замыкать их в формы);
Образовательная область «Физическое развитие»
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной
последовательности и т. д.
Параметры диагностирования дошкольников.
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный генезис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость,
разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Данные о результатах обследования заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Комплексно тематическое планирование второй группы раннего возраста общеразвивающей направленности № 2
2.2 Взаимодействие с семьями воспитанников.
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка, а также законы РФ
(Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе :
• Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
• Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• Право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений.
• Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы: ежедневное открытое общение с родителями, родительские собрания 3 раза в год. Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.
Совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни).
Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка- дошкольника в рамках его траектории развития при реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по всем линиям развития.
- информирование родителей о результатах освоения примерной основной общеобразовательной программы, полученных при проведении психолого-педагогической диагностики, которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения.
Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.).
Проведение «Дня здоровья» и физкультурных праздников с родителями.
Создание специальных стендов.
Познавательно - речевое развитие
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации; и т. д.
Сенсорное воспитание
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственно-
го опыта детей в разных видах деятельности. Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Дидактические игры.
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины и т. д.
Социально - личностное развитие
Социально - коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков
самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.
Художественно - эстетическое развитие
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие
художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.
Знакомство с искусством
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на
музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы и т. д.
Изобразительная деятельность
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что
карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят.
Рисование.
Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой и т. д.
Лепка.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой отдавая предпочтение глине и т. д.
Конструктивно - модельная деятельность
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Примерный перспективный план сотрудничества с родителями
во второй группе раннего возраста общеразвивающей направленности № 2 на 2021 – 2022 учебный год
2.3 Взаимодействие с социумом.
Детский сад является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, которая взаимодействует с различными социальными институтами, имеющими собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом этого взаимодействия является система социального партнерства.
Взаимодействие с поликлиникой способствует решению оздоровительных задач, проведению совместных профилактических мероприятий, уточнению списков неорганизованных детей и вовлечению их в воспитательную деятельность ОУ.
2.4 Коррекционная работа.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально–техническое обеспечение.
Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования.
Вид помещения.
Функциональное
использование
Оснащение
3.2 Программно–методическое обеспечение.
3.3 Развивающая предметно–пространственная среда.
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами – рабочая зона, активная зона, спокойная зона.
Оборудование в группе представляет единое целое, оформление нацелено на развитие детей. Созданы все условия для оптимальной двигательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями и нормами санитарных правил и норм.
Оформлены пособия и атрибуты для реализации программы. Имеется центр оздоровления детей. Оборудован уголок для развития мелкой моторики, где широко представлены игры, как фабричного производства, так и изготовленные совместно с родителями. Современная мебель способствует развитию игровых предпочтений воспитанников.
Тематика сюжетно – ролевых игр соответствует возрастным особенностям группы. В зоне ИЗО – деятельности в свободное пользование.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения оформлен специальный уголок. В соответствии с возрастом организована природная зона. Кукла одетая по сезону, иллюстраций и книг о природе, дидактические игры, наглядный демонстрационный материал.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
3.4 Примерный режим дня.
3.5 Расписание организованной образовательной деятельности
во второй группе раннего возраста общеразвивающей направленности
на 2021-2022 учебный год.
Учебный план предусматривает следующий регламент ООД:
2 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет)
10 минут - рисование, развитие речи, лепка, ознакомление с окружающим;
10 минут - музыка, физическая культура в помещении и на прогулке.
Всего: 100 минут в неделю;
3.6 Оздоровительные мероприятия.
Соблюдение режима проветривания помещений в осенне-зимний период, выполнение требований санитарного содержания помещений;
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
Утренняя гимнастика;
Физкультурно-оздоровительные занятия;
Подвижные и динамические игры;
Профилактическая гимнастика (звуковая, дыхательная, контроль осанки, профилактика плоскостопия, применение массажа);
Спортивные праздники и развлечения;
Психогимнастика, игры и упражнения на развитие эмоциональной
сферы; и др.
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для детей;
Реабилитационная работа с детьми, перенесшими простудные заболевания.
Ежедневно в работе с детьми используется такая форма, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках.
Для укрепления и сохранения зрения используются следующие: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Для профилактики и коррекции плоскостопия дети проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочками и т. д. Так же после обращения родителей на консультацию к узким специалистам планируется выполнять их рекомендации.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с родителями. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях для родителей ежедневно сообщать о состоянии здоровья ребёнка, оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаю картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советую литературу, брошюры. Соответственно, для родителей оформляются в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.
3.7 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Праздники. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, «Осень», «Весна», «Лето». Праздники, традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения. «Об обычаях и традициях русского народа», «Русские посиделки», «Народные игры», «Русские праздники», «День города».
Театрализованные представления. Представления с использованием теневого, пальчикового, настольного, кукольного театра.
Русское народное творчество. Потешки, сказки.
Забавы. Фокусы, сюрпризные моменты, устное народное творчество (шутки, прибаутки, небылицы, забавы с красками и карандашами.
Список литературы.
Автор Название литературы
Н. Е Веракса. Т. С Комарова, М. А. Васильева ФГОС Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
Н. Е Веракса. Т. С Комарова, М. А. Васильева Комплексные занятия по программе "От рождения до школы".
Приложение
1. Традиционные события, праздники, мероприятия.
2. Примерный список литературы
для чтения детям второй группы раннего развития
3. Примерный перечень театрализованных развлечений
4. Комплекс утренней гимнастики