Наталья Самсонова
Серия игр «Буквы все от А до Я наши верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию серию игр с буквами, направленную на профилактику оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник нередко останавливается в процессе чтения и припоминает или спрашивает у взрослых название той или иной буквы. Неустойчивое представление о буквах у некоторых детей сохраняется и в школьном возрасте.
Публикация «Серия игр „Буквы все от А до Я наши верные друзья“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, для подготовки к обучению чтению и письму. Знакомство с буквами и первые шаги в обучении чтению можно превратить в увлекательную игру.
Сформированность зрительно-пространственных представлений ребенка очень важна для узнавания им сходных по начертанию букв.
1. Игра «Зеркало».
Цель: уточнить пространственное расположение букв, тренировать внимание и наблюдательность.
Описание игры. Выложите перед ребенком карточку с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву среди букв изображённых правильно и зеркально. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из "Азбуки" или "Букваря". Обязательно спрашивайте, как называется буква.
Упражнение поможет в дальнейшем избежать ошибок в написании букв.
2. «Буквы из бархатной, наждачной, гофрированной бумаги».
Цель: развивать зрительное, тактильное и мускульное ощущение, закрепить графический образ букв.
Описание игры. Произносим звук, соответствующий букве и просим ребёнка обвести её пальцем (если нужно, взрослый сам обводит её пальцем правой руки по бархатной бумаге в направлении письма). Для усложнения: когда ребёнок хорошо научится ощупывать буквы, просим повторить его выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.
3. «Звездопад»
Цель: учить узнавать буквы по частичному изображению.
Описание игры. Произошёл звездопад. Звёзды упали на буквы, и закрыли их. Предложить детям узнать и назвать буквы по их частичному изображению.
4. «Какая буква выглянула в окошко?»
Цель: развивать пространственное мышление и внимание. Учить узнавать буквы по частичному изображению.
Описание игры. Буквы живут в доме. У каждой буквы своё окошечко, в которое она выглядывает. Предложить детям узнать и назвать буквы по их частичному изображению.
5. «Узнай и назови заштрихованные буквы»
Цель: учить находить и узнавать буквы в усложнённых условиях, развивать зрительное восприятие и внимание.
6. «Недописанные буквы»
Цель: профилактика оптической дисграфии, развитие воображения.
Описание игры. Шалунья – тряпка стёрла часть букв, догадайтесь, какие буквы были написаны?
7. «Буквы из полосок»
Цель: учить моделировать буквы из полосок бархатной бумаги, развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Описание игры. Предложить детям смоделировать заданную букву на листе бумаги с шестью горизонтальными прорезями и из комплекта цветных полосок из бархатной бумаги.
8. «Умные кубики»
Цель: учить выкладывать буквы из отдельных деталей, развивать зрительное внимание, память и мышление.
Описание игры. Предложить детям из деталей, изображённых на сторонах кубика составить заданную букву по образцу. Для усложнения: 1)предложить самостоятельно собрать букву без образца; 2) педагог собирает неправильную букву (в зеркальном изображении – «задом наперёд» или перевёрнутую – «вверх ногами», предложить ребёнку переставить кубики, так чтобы получилась правильная буква.
9. «Узор из букв»
Цель: развивать пространственное и образное мышление.
Описание игры. Демонстрируем ребёнку получившийся узор. Спрашиваем, из какой буквы получился узор. На глазах ребёнка складываем лист вчетверо – показываем отгадку. Можно и самому ребёнку поручить проверку отгадки. Тук у ребёнка появляется возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве.
10. «Найди недостающую, подходящую часть буквы»
Цель: развивать целостное зрительное восприятие букв.
Описание игры. В левой части карточки изображена одна часть какой-то буквы. С правой стороны даны на выбор четыре варианта недостающей части буквы, предложить детям выбрать подходящую.
11. «Лабиринт»
Цель: развивать моторную координацию и пространственное восприятие, через тактильные ощущения.
Описание игры. Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
11. «Фокусы с буквами»
Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при обучении грамоте.
Описание игры. Сообщаю детям, что у меня есть волшебное зеркало и карточки с буквами. Стоит мне поднести к зеркалу какую-нибудь из этих букв, как в нем они увидят совсем другую букву.
Далее предлагаю посмотреть на буквы и назвать их.
- Подставьте зеркало слева от буквы Г. Какая буква получилась? (Т). А если мы подставим зеркало справа от буквы Г, какую букву, вы видите? (П).