Оксана Пугина
Серия дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста «Веселые кружочки»
«Весёлые кружочки».
(дидактические игры по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста)
Пугина О. А. ,
воспитатель МБУ
детского сада № 34 «Золотая рыбка»
Серия дидактических игр «Весёлые кружочки» предназначена для использования во время проведения Утреннего Сбора «Утро добрых друзей».
Публикация «Серия дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста „Веселые кружочки“» размещена в разделах
Личность развивается в общении и посредством общения. Умение говорить и слушать — основные элементы демократической культуры. Даже маленькие дети способны иметь свою позицию, слушать идеи других, оценивать их. Наиболее удобное время для общения друг с другом, для обмена информацией — это утренние часы. Утренний Сбор в детском саду — это форум для воспитанников, позволяющий им проводить групповые обсуждения проблем. Что такое эффективно общаться? Это умение:
- говорить так, чтобы другие тебя поняли;
- уважительно слушать, когда говорят другие;
- решать проблемы с помощью слов.
Утренний Сбор, продолжительность которого не превышает 15-20 мин., включает в себя четыре компонента:
1. Приветствие.
2. Обмен информацией.
3. Групповая деятельность.
4. Новости дня.
Рекомендованный порядок проведения Утреннего Сбора может быть изменён в соответствии с потребностями каждого возраста.
Утренний Сбор собирает детей в начале дня. Лицом друг к другу, сидя в круге, каждый ребёнок вежливо и уважительно приветствует одногруппников и гостей. Приветствие адресовано каждому, оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются по имени, с уважением, и это помогает установить дружеский тон.
Исходя из личного опыта работы с детьми, хочу подробнее остановиться на Групповой деятельности. Целью работы в группах является сплочение детей. Каждый ребё нок участвует в различных видах деятельности: песни, игры и др. Они не несут элемента соревновательности, а помогают кооперировать в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Совместные игры и знания помогают группе добиться успеха, способствуя также развитию искусства самовыражения. Главная цель Групповой деятельности — позитивное настроение. Должны практиковаться такие виды игровой деятельности, которые: заставляют детей смеяться, способствуют совместному решению проблем, создают «банк» песен, считалок, стихов и др., развивают координацию движений, проворность, ловкость.
С этой целью я разработала серию дидактических игр «Весёлые кружочки». Кружочки связаны из цветных ниток крючком. Детям важны не только зрительные, но и тактильные восприятия.
В каждой игре присутствует принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников.
1. «Догонялки». Дети передают кружочки разного цвета по кругу, стараясь, чтобы они догнали друг друга.
2. «Будь внимателен». Дети выполняют задания ведущего. Например, у кого зелёный кружочек, пусть поднимет вверх левую руку, у кого жёлтый - топнет ногой и т. д. А теперь на счёт «раз, два, три» выполним все вместе задания.
3. «Придумай рисунок». Пусть дети самостоятельно разделятся на команды, или каждый индивидуально, и постараются выложить из кружочков какой- нибудь рисунок.
4. «Найди своё место». Ведущий командует: «На счёт три все цвета меняйтесь местами (стульчиками)».
5. «Узнай букву». Ведущий: «У кого имя начинается на «А», пусть возьмёт красный кружочек, у кого на «М» - зелёный, у кого на «С» - жёлтый + красный и т. д.»
6. «Светофор». Ведущий показывает цветные кружочки : красный - стоять, зелёный - шагать на месте, жёлтый - хлопать в ладоши».
7. «Что бывает такого цвета?». Каждый ребёнок с завязанными глазами берёт из корзины один кружочек. Затем, глядя на цвет выбранного кружочка, говорит, что бывает таким цветом.
8. «Найди свой цвет». Дети стоят по кругу. У каждого в руках цветной кружочек. Под музыку дети передают по часовой стрелке кружочки из рук в руки. По окончании музыки дети должны собраться в маленькие кружочки, чтобы в руках у них оказались кружочки одного цвета.
Во всех этих играх интегрированы все основные образовательные области:
- Познание.
Познавательно - исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование целостной картины мира.
- Социализация.
- Коммуникация.
- Чтение художественной литературы.
- Художественное творчество.
- Физическая культура.
- Музыка.
Также здесь задействована работа с родителями, что для нас, воспитателей, немаловажно. Родители с удовольствием принимают участие в жизни группы. Дома вместе с малышом мама, или даже папа, вяжут кружочки разного размера из понравившихся ниток. Это объединяет и детей, и родителей. Малышам потом интересно заниматься с кружочками, которые были сделаны их родителями.
Благодаря организации Утреннего Сбора, можно с уверенностью сказать, что дети стали с радостью спешить утром в детский сад. С каким воодушевлением вечером они делятся со своими родителями новостями, знаниями и приобретенными умениями. У детей обогащается словарный запас, закрепляется навык составления рассказов из личного опыта, что наглядно видно при заполнении мониторинга. Также формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период. Утренний Сбор способствует решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.