Виктория Ротэрмель
Сензитивный период для развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют пять сенситивных периодов развития речи,
предложенных Л. С. Выготским:
• 1,5-3 года - пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.
• 3-4 года - знакомство с буквами. Начало осознанной речи.
• 4-5 лет - интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
Публикация «Сензитивный период для развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• 5-6 лет - развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.
• 8-9 лет - повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.
Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию :
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ : ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ
• 0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
• 1-1, 5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
• 2-2, 5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
• 2, 5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.
• 3, 5-4 года: осознанное употребление речи.
• 4-4, 5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем.
• 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т. е. понимать чужие мысли.
Сравнив периодизации Л. С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.
В настоящее время, сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире). Ребенок в 3 года должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.
Подробно возрастные нормы речевого развития будут представлены ниже в виде таблицы.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
Ребёнку необходим порядок во всё м: в поведении взрослых, в обстановке, во времени. Об этом М. Монтессори сказала: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка свой стульчик, своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что одежда лежит в шкафу, а посуда - на кухне. Малыш возмущается, если мама взяла папину чашку из-за того, что нарушен порядок. После установления режима дня (до 1г., ребёнок уже знает, когда он завтракает, гуляет, купается и слушает сказку. Он буквально помешан на последовательности. Вы можете замечать, как малыш выбирает одну и ту же сказку, кладёт на место свои игрушки или переставляет вазу на своё прежнее место. В этот период уже важно выдвигать одни и те же требования. Они должны быть одинаковыми у всех взрослых членов семьи, постоянными и конкретными.
Важно знать!
- Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.
- После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.