Андрианова Валерия
Дидактическое пособие «Сенсорные дорожки и Совушка-искалочка»
Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Двигательная активность организма или отдельных органов называется моторикой (лат. Motus – движение). Различают крупную моторику (это разнообразные движения рук, ног, тела, т. е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве) и мелкую моторику (движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать их из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук, а также моторику определенных органов (например, моторика желудочно-кишечного тракта).
Публикация «Дидактическое пособие „Сенсорные дорожки и Совушка-искалочка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2020
Сегодня хочется остановиться на развитии мелкой моторики.
Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Игры, направленные на развитие пальцев рук и кисти, появились еще в древности, причем в разных странах. Так в Китае практиковались занятия с шарами из дерева и металла, в Японии реквизитом для подобных игр служили грецкие орехи. А в России на протяжении многих веков люди сложили для детей множество потешек, сопровождающих двигательные игры для маленьких пальчиков и рук. У нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку».
Почему же рука ребёнка и его речь имеют тесную взаимосвязь? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Таким образом, занимаясь развитием тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук, можно воздействовать на мозговые зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому дети, с которыми практиковали пальчиковые игры практически с рождения, быстрее начинают говорить и четче мыслят. Многие родители (а возможно и кто-то из вас) сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но сказать не может. Это объясняется следующим образом. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.
В настоящее время на рынке пособий для развития ребёнка в большом разнообразии представлены книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. И это неспроста. Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и пр. Сейчас же многие такие действия ушли из обихода в связи с ненадобностью, их с успехом заменила техника, либо повышение уровня жизни вывело некоторые из них за черту необходимых. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Начало развитию мышления даёт рука. Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Как же рука изучает, обследует предметы?
Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Пальчиковые шаги – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Данная методика хорошо представлена в книге Тимофеевой Е. Ю. и Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги». На каждой странице стихотворение и рисунок дорожки, ступенек и т. п., которые нужно «прошагать» пальчиками. Взяв за основу данную методику можно изготовить дома, своими руками сенсорные дорожки.
Сенсорные дорожки сделаны из фетра и разных сенсорных материалов, которые можно стирать. Сюжетов и материалов для сенсорных дорожек очень много (разные по размеру и цвету пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, лента «липучка», веревочки, шнурки и т. д.).