Любовь Полина
Сенсорное воспитание дошкольников через восприятие цвета
▼ Скачать +Заказ
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
Полина Л. Б.
Воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка д/сад №15»
Г. Добрянка
Цвета действуют на душу,
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции, мысли.
И. В. Гёте
Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников через восприятие цвета» размещена в разделах
В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета. Теоретической основой данного опыта являются исследования Э. Г. Пилюгиной, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Е. И. Тихеева. Применяю в своей работе с целью систематизации своей деятельности, заинтересованности детей, расширения их кругозора инновационные разработки Т. В. Савиной, И. А. Лыковой, педагогов дошкольного образования Л. А. Савеловой., А. В. Колисниченко, С. Ю. Кондратовой, Л. М. Кукасян.
В организме человека существует система, направленная на организацию восприятия окружающего мира, которую называют сенсорной (чувственной). По сенсорному воспитанию в каждом возрасте ставятся свои задачи:
Младшие дошкольники должны научиться выделять цвет, форму и величину, как признаки предметов. Накапливать представления об их разнообразии и об отношениях между предметами по величине.
Старшие дошкольники овладевают знаниями о сенсорных эталонах, геометрических фигурах, накапливают сенсорный опыт, пополняют словарный запас. С помощью этих достижений ребенок активно осваивает окружающую действительность, в процессе чего формируется восприятие дошкольника.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирования у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств, предметов. Знакомя детей с различными свойствами, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об их свойствах, целесообразно организовывать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
При разработке системы работы с детьми, в которую вошли игры, непосредственно образовательная деятельность, индивидуальная работа, всегда помнила, что восприятие является ведущим процессом в формировании познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание уделяю демонстрационному материалу, он должен для детей пред дошкольного возраста быть ярким и эстетичным. Сущность процесса заключается в том, что ребенок обеспечивает первичную обработку информации, полученной из внешнего мира, узнавание и различение свойств предметов, их особенностей и назначения. Этот процесс помогает отличать один предмет от других, выделять из ряда других похожих или не похожих на него.
Акцентируя свою работу на развитии восприятия цвета, у детей дошкольного возраста хочу отметить, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путем, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Для этого разработала цикл занятий, упражнений и ряд дидактических игр для закрепления цвета.
Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение задачи.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу, а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем, благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (при наблюдении, изобразительной, игровой, но использовать его как сигнал к действию в быту, например, понимать сигналы светофора («Красный цвет - хода нет. Желтый – подожди, а зеленый – проходи»
Особое требование предъявляю к подбору дидактического материала, например, если был яркий красный цвет, то одинаково насыщенными должны быть и другие цвета. В противном случае, ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.
Обучение детей провожу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно перехожу к более развернутым.
Начинаем с детьми с различения двух цветов – красного и зеленого. Учитывая разную степень подготовленности детей, взаимодействие выстраиваю так; в начале помогаю находить предметы по образцу или по такому же предмету, это небольшой комплекс занятий под названием «Разноцветный сад». Уже в начале адаптационного периода игры данного комплекса помогают развлечь и организовать детей. Непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам. Ведущая роль, конечно же, беру на себя, но и ребенок принимает активное участие в деятельности. Перед ребенком предметы одной формы и одного размера (например, яблоки на дереве в саду у воспитателя, у детей в коробке) отличающиеся только цветом (красные и зеленые). У взрослого в руке образец – яблоко (например, красное). Непосредственно прикладывая образец к яблокам на столе, обращаю внимание ребенка на сходство предметов с образцом или отличие. Используем слова «такой же», «такой как» ,«не такой». Цвет не называем!
По такому образцу проводила целый ряд занятий, например: «Уточки и рыбки», «Игра с цветными палочками», «Покажи шарики с цветными платочками», «Яблочки и листочки – по местам!».
Убедившись, что большинство ребят могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, переходила к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомство детей с названием цвета происходило в следующем порядке: красный-зеленый, зеленый-желтый, желтый-синий. Всегда брала предметы двух цветов, чтобы дети могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
Далее игры-занятия становятся разнообразнее, в них включается дидактический материал с усложнением. Таков цикл игр-занятий «Веселые подружки». Здесь предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени подготовки детей. В этом цикле занятий малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов заместителей.
Сюжеты цикла знакомы ребятам. На закрепление сенсорного опыта понадобится 3-4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
После цикла игр-занятий с куклами переходим к дидактическим играм, выполненными в цветовой гамме радуги. В комплекс игр-занятий «Мы едем, едем, едем» включала группирование однородных и соотношение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и величине предметов.
Все виды работ по формированию представлений о цвете использую как в специально организованной деятельности, так и в других видах деятельности: изобразительной, конструктивной, в элементах сюжетных играх, в играх на развитие мелкой моторики. В результате, дети моей группы могут применить полученные знания на практике, в играх и в повседневной жизни.
Мир цвета сказочен и прекрасен. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, поэтому развитие восприятия цвета является основой сенсорного развития чувственного опыта детей.
Литература
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, Цвет, звук – Ярославль. : Академия развития, 1997. – 240 с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
3. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
4. Самые маленькие в детском саду. (из опыта работы московских педагогов)/Авт. Сост. В. Сомникова. – М. : Линка Пресс, 2005. – 136 с.
5. Фомина, Л. В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 4(5)-6 лет. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 80 с.