Темнорусова Ольга Анатольевна
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом
▼ Скачать +Заказ
Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:
Публикация «Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Поделки из природного материала
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);
2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;
4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Чаще организуйте прогулки, экскурсии, в ходе которых не только наблюдайте, но и собирайте природный материал. Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе : береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, шишки, семена, листья. [15]
К сбору природного материала привлекайте детей уже с младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня, корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т. д.
Храните природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения мелкого материала. На крышке наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.
При изготовлении поделок советуем следующее:
• не пользоваться при скреплении частей пластилином, так как такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид;
• не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;
• не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;
• не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).
Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей казеиновый и ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка (стека, ножницы. [12]
При изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр., у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности.
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу.
Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.
Мастерите в присутствии детей, просите их оказывать себе посильную помощь, подключайте к деятельности дошкольников старшего возраста, вместе с ними организуйте игры с поделками.
У детей старшего дошкольного возраста закрепляйте приобретенные ими навыки, знакомьте с разнообразными видами природного материала, учите способам его обработки. [10]
Надо поощрять стремление детей собирать и использовать в своих работах природный материал не только среднерусской полосы, но и южных районов нашей страны: морские ракушки, косточки кизила, фиников, семена белой акации, шишки южных хвойных растений и другие дары юга.
Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх.
Необходимо предупредить ребят, что во время работы не следует торопиться, нужно проявить терпение.
Таким образом, при выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о дереве ясеня, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала : детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщить тему и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимися необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
Заключение
В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом.
Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
Таким образом, цель и задачи, были, выполнены. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Список литературы
1. Ашикова, С. Совместная с детьми творческая деятельность [Текст]/С. Ашикова // Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 — 35 с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Башаева. - М. : Просвещение, 2005. - С. 80 — 86.
3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111.
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. - С. 8 -14.
5. Гульянц, Э. К., Базик, И. Я. Что можно сделать из природного материала [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. - М. : Просвешение, 2011. - С. 5 — 17.
6. Запорожец, А. В. Сенорное воспитание дошкольников [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1993. - 98 с.
7. Кирпичникова, Н. А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/ Н. А. Кипричникова // Дошкольное воспитание. 2005. - № 2. 36 с.
8. Любина, Г., Желонкина, О. Рука развивает мозг [Текст] / Г. Любина // Ребенок в детском саду. 2004. № 1. - 7 с.
9. Пилюгина, Э. Г. Игры — занятия с малышом от рождения до трех лет [Текст]/ Э. Г. Пилюгина. - М. : Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.
10. Поделки из природных материалов [Текст] / И. А. Панкеев. - М. : ОЛМА IlРЕСС, 2001. - 64 c.
11. Поделки из природных материалов [Текст] / О. П. Куликова. - М. : Издательский дом МСП, 2008. - С. 7-17.
12. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст] Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина, - М. : Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. - С. 135- 137.
13. Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. https://mukasolka.ucoz.ru/publ/igry_detej_s_prirodnym_materialom/1-1-0-3
14. Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733534
15. Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov-v-procese-igr.html