Слынько Анастасия
Сенсорное воспитание детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. а также запахе, вкусе и т. д Сенсорное воспитание служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Так, рассматривая развитие детей с ОВЗ, можно выделить следующие характерные особенности:
Публикация «Сенсорное воспитание детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- у детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний у этих детей об окружающем мире;
- недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое;
- имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы;
- а так же отмечаются и другие нарушения.
Развитие детей с ОВЗ происходит только в активном взаимодействии специалистов ДОУ. Важнейшим аспектом работы является целенаправленное формирование высших психических функции, обеспечение полноценного психологического базиса для развития мышления и речи.
Необходимо подчеркнуть, что формирование системы сенсорных эталонов осуществляется в условиях повседневной жизни детей в процессе всех видов детской деятельности.
При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить, к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех – пяти частей.
Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету – игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, из бумаги. Для формирования временных представлений у детей с ОВЗ целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обслуживание серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные временные отрезки (части суток). Например, игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». и т. д. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются. Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.