Данилова Татьяна Александровна
Консультация для родителей «Сенсорное развитие малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений, поэтому в первые годы жизни родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Другими словами, необходимо уделять внимание сенсорному развитию ребенка. Что такое сенсорное развитие?
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие малышей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.
Сенсорные ощущения классифицируются на:
визуальные (зрительные);
осязательные;
обонятельные;
слуховые;
вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о размере, форме, цвете, звуках, вкусе, запахе.
Сенсорными эталонами для детей 2-3 года принято считать:
понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
ориентирование в размерах предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку (большой, средний, маленький);
способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также объяснять, что он нарисовал).
Для возраста 3 - 4 года:
понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
умение различать предметы по форме (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг);
умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения, начальные образы;
различать четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый, температурные определения (тепло, холодно);
пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя. Сенсорное развитие тесно связанно с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование). Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках.
Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей от года до трех:
разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме (например, в эту баночку сложи все круги, в эту все квадраты, или же в эту сторону все синие, в эту все красное и т. п).;
разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, кусочек шелка, вата и т. д., описывайте свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет;
подготовьте по два кусочка материи одинокой структуры (два кусочка шелка, два текстиля, две шерстяных и т. д., перемещайте, вместе с малышом найдите пары;
продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику;
насыпьте попарно в непрозрачные пакеты или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар, и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
покажите ребенку, как собираются пазлы, учите собирать несложные картинки (2-3 части);
в коробочки разного цвета насыпьте разные крупы (гречка, манка, горох, рис, послушайте как они по -разному звучат. Попросите малыша закрыть глаза, позвучите, пусть малыш угадает, какая коробочка звучит. Аналогичная игра с музыкальными инструментами, познакомьте малыша как звучит бубен, ксилофон, колокольчик, ложки, пусть малыш закрыв глаза, отгадает, что сейчас звучит.
сделайте для ребенка сенсорную коробку - в любой большой контейнер насыпьте крупы. Спрячьте в коробку мелкие игрушки, предложите ребенку их найти.
играйте с ребенком в ладушки, жмурки, прятки,.