Арина Головина
Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения средствами дизайн технологий
Дизайн – творческая деятельность, в которой могут быть использованы различные дизайн-материалы, дизайн-жанры и дизайн-формы. Дизайн позволяет освоить различные технологии : лепку, оригами, конструирование, изонить, бисероплетение, вязание, вышивание, квиллинг, папье-маше, карвинг и многие другие.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами сверстников.
Публикация «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения средствами дизайн технологий» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Термин «сенсорное развитие», описывает сложный процесс, включающий в себя, во-первых, обогащение чувственного познания, а именно: ощущения, восприятия и представления, во-вторых, формирование сенсорных эталонов зрительных, слуховых и тактильных, в-третьих, формирование перцептивных действий, таких, как действия рассматривания и ощупывания.
Но сенсорное развитие дошкольников при нарушенном зрении во время дизайн-деятельности, будет успешным при соблюдении рекомендаций, связанных с учетом особенностей зрительной патологии детей, особенностей сенсорного развития детей, а также важно учитывать ведущую модальность каждого ребенка. Во-первых, при организации дизайн-деятельности дошкольников с нарушениями зрения необходимо соблюдать офтальмо-гигиенические требования.
На занятии при рассадке детей учитывать окклюзию, со сходящимся косоглазием ребенка сажать в сторону заклеенного глаза, а с расходящимся косоглазием в сторону, противоположную заклеенному глазу.
Кабинет, в котором занимаются дети, должен быть правильно освещенным, так чтобы свет падал с левой стороны. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
Клеенки или подкладки, которые кладут на стол, для продуктивной деятельности детей необходимо подбирать контрастного цвета.
Объект, который ребенок декорирует, должен быть доступен с учетом его зрительных возможностей.
Детям со сходящимся косоглазием давать выполнять задания вертикально, на подставке, а с расходящимся - горизонтально.
Во-вторых, поскольку дети с нарушенным зрением устают быстрее, необходимо чередовать работу зрительных и других анализаторов, соблюдая статико-динамический режим.
В детского саду для детей с нарушением зрения продолжительность занятий для младшей и средней групп – не более 15 минут, в старшей не более 25 минут, а в подготовительной – не более 30. Перерывы между занятиями – 10 минут. Во время занятий глаза у детей быстро устают, и поэтому нужно с ними проводить расслабляющие упражнения для глаз. Важно снимать напряжение не только с глаз, но и мышц шеи и спины. Для этого можно использовать зрительные гимнастики или физкультминутки.
Для снятия зрительного напряжения подходят зрительные гимнастики, минутки релаксации и пальминг.
Гимнастика для глаз является обязательной частью занятия для детей с нарушением зрения. Для младших дошкольников ее следует проводить на 7 — 10 минуте активной зрительной работы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста на 13 — 18 минуте.
Поскольку, зрительные гимнастики бывают со стихами, то во время занятий дизайн-деятельностью можно использовать их для подержания интереса детей к декорируемому предмету.
Во время минуток релаксации дети могут закрыть глаза и прослушивать аудиозапись со звуками природы или с классической музыкой. При таком варианте отдыха у детей не только отдохнут глаза, но и будет происходить развитие аудиального канала восприятия.
При правильно подобранной динамической паузе развивается аудиальный и кинестетический каналы восприятия. В-третьих, перед проведением дизайн-деятельности, детям с нарушением зрения необходима предварительная работа, направленная на формирование предметных представлений.
Для того, чтобы у ребенка сформировался точный и полный образ предмета, необходимо использовать все анализаторы. При рассматривании предмета важно, чтобы педагог комментировал свои действия, а также задавал детям наводящие вопросы. Поскольку, осязательный канал восприятия выполняет у детей с нарушенным зрением компенсаторную функцию, необходимо давать детям тактильно исследовать объект. Во время полисенсорного обследования объекта, кроме развития анализаторов, происходит и развития межанализаторных связей, особенно актуальна для детей с нарушенным зрением связь «рука-глаз». Педагогу необходимо давать детям достаточно времени для рассматривания объекта, так как у детей из-за нарушенного зрения страдает скорость зрительного восприятия.
При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Образец, который рассматривают дети, должен быть: крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или реальный предмет. Детям при изучении объектов можно использовать специальные приборы, такие, как лупы. Важно учитывать зрительный диагноз детей, ребят с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
Предмет необходимо рассматривать по алгоритму:
- сначала рассмотреть предмет целиком;
- затем выявить характерные для него признаки, к примеру, у зайца длинные уши;
- далее выделяются свойства и качества предмета на основе уже пройденных детьми сенсорных эталонов – анализ цвета, формы, величины, поверхности и т. д.
- и в конце рассматривается объект целиком, изучается соотношение частей предмета и их расположения.
При показе педагогом последовательности выполнения действий, ему необходимо подробно комментировать свои действия. Если педагог показывает, как нарисовать что-то, он должен использовать толстую кисть или толстый фломастер.
Таким образом, для сенсорного развития дошкольников, дизайн-деятельность является одним из эффективных средств, так как она развивает не только зрительный канал восприятия, но и кинестетический и аудиальный. А также, во время дизайн-деятельности, у детей развиваются межанализаторные связи. Но для целенаправленного развития сенсорных анализаторов и перецептивных действий необходимо выполнять офтальмо-гигиенические, статико-динамические рекомендации, а также проводить предварительную работу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей / Р. Буянова // Социальная работа. -2006. -№ 12-С. 31 -39.
2. Венгер, T.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ JI.A. Венгер. М. : Просвещение, 1978. -140с.
3. Голицына, Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. - М., 2009. – 110 с.
4. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Уч. пособие / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1998. - 270 с.
5. Григорьева, JI. П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / JI. П. Григорьева // Дефектология. 2000. - №2. - С. 92-96.
6. Григорян, Л. А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Л. Григорян. – М. 1978.
7. Григорян, Л. А. Офтальмо-гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения / Л. А. Григорян // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М. : 1995. - 81 с.
8. сДружинина, Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. / Дружинина Л. А, Алекина Т. А., Шестакова И. А., Шержукова Н. Е. ; Челябинск: АЛИМ, Изд-во Марины Волковой, 2007. – 176с.
9. Никулина, Г. В., Фомичева, Л. В, Замашнюк, Е. В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г. В. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 – 188 с.