Галина Юшкова
Сенсорное развитие детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие (от лат. sensus-чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве игры развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Публикация «Сенсорное развитие детей второй младшей группы» размещена в разделах
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, значительное место отводится задачам воспитания восприятия. Фребель полагал, что свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. В связи с этим Фребель высказал ряд интересных мыслей и ввел некоторые виды занятий с детьми, которые представляются весьма целесообразными с точки зрения современного понимания путей сенсорного воспитания. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».
Дидактические материалы —геометрические тела —рассматривались Фребелем в качестве «нормы» и «заместителей» реальных объектов. Развернутая система сенсорного воспитания являлась основной частью и дошкольной дидактики М. Монтессори. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели: развитию органов чувств. По мнению Монтессори, воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением.
Сам дидактический материал объективно содержит образцы чувственных качеств предметов, выделенных и дифференцированных в соответствии с их общественно фиксированной систематизацией, а многие виды работы с этим материалом представляют собой предметные и элементарные конструктивные действия, в той или иной мере обеспечивающие формирование перцептивных действий и, следовательно, способствующие развитию детского восприятия на основе овладения общечеловеческой сенсорной культурой.