Анастасия Гришина
Сенсорное развитие детей ранненого возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.
Для возраста 1-2 года можно использовать такие занятия, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы.
Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.
Публикация «Сенсорное развитие детей ранненого возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для развития представлений о величине поиграть с матрешками, пирамидами.
Для детей 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок.
Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д.
Детей следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же и т. д.
Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел.
Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из дерева (матрешка, резины (мяч, пластика (игрушка, кожи (перчатки).
Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.
Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан.
Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз - после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после - рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.
Можно предложить детям следующие игры:
«Найди цветок для бабочки!»
Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы. В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.
«Сортировка по цвету»
Предложите ребенку разложить цветные фигурки по цветным коробочкам. Количество цветов каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.
Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами.
Еще можно сделать из ниток помпоны и использовать их в различных играх. С помощью таких игр тренируется цветовое восприятие, представления о размерах, количестве. Дети с удовольствием играют с ними.
Вы можете предложить детям игру «Сортировка по цвету».
Для игры вам потребуются помпоны и стаканы разных цветов. Попросите детей навести порядок и разложить разноцветные шарики в стаканчики подходящего цвета.
Данная игра способствует развитию цветового восприятия, закрепление в речи названий цветов, развитию мелкой моторики.
Для достижения данных целей мы можем также использовать игру «Раскрась картинку». Детям предлагается закрасить картинку цветными помпонами.
Помимо развития восприятия, данные игры используются т для развития логического мышления. Например игра «Собираем по образцу».Это может быть бусы или гусеничка из помпонов. Ребенку нужно повторить ее, правильно расставив цвета.
Для проведения подобранных игр можно самостоятельно изготовить необходимое оборудование, материалы. Тем самым, предметно-развивающая среда обогащается дидактическими материалами, игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.