Ольга Юхрина
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования многофункциональных пособий и дидактических материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что сенсорное развитие детей является важнейшей задачей становления их познавательно-исследовательской деятельности, развития ведущих интегративных качеств: любознательности, активности, познавательного интереса, оказывающих значительное влияние на успешность их дальнейшего обучения в школе.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка (по Л. А. Венгеру) предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Е. Л. Пороцкая выделяет также термин «сенсорные способности», то есть способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств.
Практика работы педагогов показывает, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.
Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организации сенсорного воспитания – целенаправленном формировании у детей эталонных представлений (о цвете, форме, величине и других признаках и свойствах различных предметов и материалов, развитии всех видов восприятия (зрительном, слуховом, тактильном, обонятельном, вкусовом).
Л. А. Венгер очень точно определил главное направление сенсорного воспитания – «оно должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)».
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами, признаками, качеством и действиями с предметами играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
На всех этапах развития дошкольной педагогической науки проблема сенсорного воспитания ребенка занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменским, Ф. Фребелем, О. Декроли, Е. И. Тихеевой, М. Монтессори и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Сенсорное воспитание осуществляется также и в повседневной жизни, где, по мнению Н. Н. Подъякова, происходит целостное восприятие ребёнком различных явлений и предметов окружающего мира.
В настоящее время, в связи с выходом новых нормативных документов– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ведущее значение придается активной деятельности ребенка по исследованию окружающего пространства. Наиболее эффективным условием обеспечения активности воспитанников в познании сенсорных свойств предметов и объектов действительности, на наш взгляд, может стать создание вариативной предметно-развивающей среды.
Поэтому мы поставили перед собой цель: обогащать условия для сенсорного развития детей раннего возраста посредством внесения в образовательную среду многофункциональных пособий.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (знать назначение, части, цвет, форму, размер и т. д.).
2. Формировать представления о способах обследования (погладить, надавить, попробовать на вкус).
3. Побуждать к использованию предметов в соответствии с их назначением и свойствами.
4. Развивать способность к использованию сенсорных эталонов : цвет, форма, величина в совместной деятельности со взрослым, самостоятельной детской деятельности.
Оттого, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены, во многом зависит успешное развитие ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая, в свою очередь, моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Таким образом, предметно – пространственная среда — составная часть образовательной среды дошкольного детства.
В нашей группе уделяется большое внимание постоянному обогащению среды по сенсорному развитию детей раннего возраста. В центре группы на подиуме размещены производственные: пирамидки, кубики, мозаики, вкладыши геометрических фигур, животных, которые находятся в свободном доступе для детей. Здесь мы помещаем дидактические игры : «Сделай бусы», «Собери целое», «Подбери по цвету». Эти игры направлены на различение детьми основных сенсорных эталонов цвета, формы, развитие мелкой моторики, анализа, логики. Перед ребёнком ставится умственная задача, нацеленная на определённый результат.
Большой популярностью у воспитанников пользуется дидактическое пособие «Сенсорный коврик», изготовленный руками воспитателей и наших родителей. Дети упражняются в прикладных умениях: действовать с молниями, шнурками, застежками, пуговицами. В ходе данной деятельности очень удачно решаются задачи по закреплению воспитанниками представлений об основных цветах.
Новые пособия, которые мы сделали в этом году - «Чудо – торт» и «Необычный банан». Они направлены на экспериментирование с деталями по форме, цвету, величине, актуализируют творческие проявления детей.
Педагогами группы разработаны новые игры для развития тактильных, двигательных ощущений «Накорми птенца» : ребенок действует с пробками, наполняя ими ёмкость, учится различать понятия «один», «много»; «Определи на ощупь» : дети, не видя предмета, стараются научиться идентифицировать его форму (шарик, кубик, свойства (мягкий, твёрдый).
Особенно нравятся детям игры с прищепками. Вариантов этой игры много : «Солнышко», «Сделай ежику иголки», «Найди малыша», «Кто, что ест». С их помощью решается важнейшая задача развития мелкой моторики пальцев рук малышей.
Дети младшего возраста в разных видах деятельности приобретают опыт действий с предметами, выделяя их цвет, форму, величину, фактуру. С помощью движений рук они поглаживают, ощупывают, трогают предметы, находя сходства и различия между фактурами. Здесь нам на помощь приходит игра «Тарелочки». «Тарелочки» изготовлены из таких материалов, как наждачная бумага (мелкая и крупная, ткань (шёлк, бархат, ковролин, бархатная и гофрированная бумага.
В группе есть уголок экспериментирования, где дети могут вместе с взрослым поиграть с камешками, пробками, разными видами круп (горох, фасоль). Организовать детскую деятельность в интересной форме педагогу помогают игры: «Разложи по цвету» (сортирование разных видов круп, «Наполни бутылочку» (накладывание круп в ёмкости разного объёма, «Найди игрушку»(прятание и поиск спрятанной в крупе игрушки).
Для того чтобы развивались слуховые анализаторы, в предметно-пространственную среду поместили «Звучащие бутылочки», наполненные разными веществами, которые издают звуки: мелкие камушки, крупы, песок, монетки. Получились интересные погремушки, разные по внешнему виду и весу, издающие необычные звуки. Ребёнок сравнивает звуки и постепенно учится распознавать, что находится внутри.
Также мы привлекали к своей работе и родителей. Построить работу дифференцированно позволило анкетирование семей по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, оценки ими сенсорных представлений воспитанников. Повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития сенсорной культуры детей способствовали консультации «Учитесь играть с ребёнком», «Сенсорные способности малыша»; беседы «Чем и как занять ребёнка дома», «Познавательная активность детей». На практикуме актуализировали практические умения родителей по созданию игр: «Наряди матрёшку», «Снеговики», «Почини машину», «Светофор».
Подвели итоги проделанной работы на родительском собрании на тему: «Что такое сенсорное воспитание». Актуализировать интерес родителей к содержанию собрания помогло включение в него практических игровых ситуаций с предметами для детей совместно с родителями.
Наблюдения за деятельностью воспитанников в конце учебного года показали позитивную динамику (на 24%) в освоении ими свойств предметов и объектов ближайшего окружения, отражении усвоенных представлений в речи.
Таким образом, правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда, ее умелое использование в ходе конструктивного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи способствует качеству восприятия ребёнком раннего возраста свойств предметов, как ведущей задачи его сенсорного развития.