Галина Гузь
Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр.
Опыт работы
Наблюдения и анализ обучения выпускников детского сада показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, в ходе начального обучения связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно по этой причине я выбрала свою методическую тему: «Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр».
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Дидактическая игра- как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Выбирая эту тему, я осознавала, что на основе дидактических игр усвоение форм, цветов, величин будет эффективнее, и интереснее для детей.
Поставила перед собой цель:
*используя дидактические игры, повысить уровень сенсорного развития детей.
Я работаю в младшей возрастной группе. В моей группе созданы все условия для сенсорного развития детей.
Дети третьего- четвертого года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучаю малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добиваюсь того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужны для них при выполнении самых различных действий.
После отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был разработан перспективный план для сенсорного развития.
В своей работе провожу диагностику для выявления уровня сенсорного развития. Резултаты диагностики показывают, что не все дети владеют сенсорными эталонами. На протяжении всей работы большое внимание уделяю детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Постепенно дети становились активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года провожу итоговую диагностику. Результаты успешны: дети с низким уровнем развития поднимаются до среднего, а кто- то – сразу на высший.
Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми поставила перед собой задачи:
*Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
*Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине) ;
*Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;
*Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.) .
*Повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.
Творческая работа требует от меня проявления фантазии, воображения, способности решить эти задачи. Мною изготовлены разнообразные развивающие дидактические игры, разработаны конспекты занятий.
Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал:
- деревянные и пластмассовые кубики, картинки, цветной картон, крышки
от пластмассовых бутылок, старые фломастеры и так далее.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет ребенку, чем родители. Только от родителей зависит, внесет ли игра радость для ребенка познавать, любить и созидать мир, будет ли у малыша светлое детство – это его жизнь. При проведении диагностики у детей, родителям сообщаются результаты, проводятся консультации, беседы. Были оформлены наглядные пособия: «Развивающие игры для малышей», «Будем играть» и т. д.
В своей деятельности руководствуюсь такими принципами:
Принцип дифференцированного подхода (я помню о том, что ребенок – это уникальная личность. Стараюсь ценить индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков, вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками) .
Принцип сотрудничества. (Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким - либо заданием, я предлагаю: «Давай я помогу, давай попробуем вместе и т. д.) .
Принцип психологического комфорта каждого ребенка. (Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь их инициативой и мельчайшей самостоятельностью - это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях. Важно поддерживать его не только действием, но и словами: «Какой ты молодец, я знаю, ты сможешь и т. п.) .
Принцип вариативности (Работа вне занятий или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами, например: по ознакомлению со цветом это «Постройка башни из кубиков, спрячь мышку, найди пару и т. п»
Таким образом, для того, что бы научить детей мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, то есть различать размер, форму, цвет. Умение правильно различать приобретается детьми через развивающие игры.
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
*Конечно рано говорить о конкретных результатах проводимой работы, поскольку я нахожусь лишь в начале избранного пути. Однако, мне кажется, что развивающие игры должны занять весомое место в жизни детей, поскольку избавляют педагогов и родителей от множества тяжелых затруднений и напрасно затраченного времени при обучении детей, значительно повышая уровень их общего умственного развития.
Любая работа не может быть без трудностей. Без преодоления трудностей, считаю, что много нельзя добиться. Но я не унываю, шаг за шагом преодолеваю ступени трудностей и иду к вершине своей цели: на основе дидактических игр повышаю уровень сенсорного развития детей.