Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада

Светлана Ковригина
Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д. ; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада» размещена в разделах

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, читают, объясняют. Оба эти пути познания тесно связаны между собой. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма). Чтобы познакомиться со свойствами предметов, необходимо заметить характеризующее его свойство, как бы выделить его из предмета.

Если предметы одинаковы по форме и величине, но отличаются по цвету (шарики, например, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (набор кукол-матрешек, мисочек и т. п.) Могут быть наборы игрушек, отличающиеся по величине и цвету, но одинаковые по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение формы, цвета, величины. Задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным, и многим другим предметам.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях. Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащения их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирование потребностей.

Задачами сенсорного развития детей младшей группы детского сада (дети в возрасте 3-4 лет) являются:

Развитие восприятия; создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развитие умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

• Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету.

Совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Напоминание детям названий форм (круглая, треугольная, квадратная и прямоугольная).

• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств). Развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

• Показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).

Все эти задачи решаются непосредственно на различных занятиях (познание, коммуникация, художественное творчество, музыка). А также в свободной деятельности детям предлагаются для игр пирамидки, матрешки, геометрические вкладыши, различные пазлы, кубики, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Также были привлечены родители к созданию пособий для игр: каждому ребенку были сделаны так называемые «пристегушки» - на ткани нашиты пуговицы, молнии, липучки, расстегнув которые дети находят сюрприз (картинку, фигурку). Данное пособие используется не только для сенсорного развития, но и для развития мелкой моторики рук. В повседневной жизни постоянно обращается внимание на цвет, размер и форму (например, при одевании-раздевании обращается внимание на цвет одежды, при накрывании на стол на форму и размер посуды и т. д.).

Публикации по теме:

Консультация «Развитие памяти у детей старшей группы детского сада»Консультация «Развитие памяти у детей старшей группы детского сада» Развитие памяти у детей старшей группы детского сада достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события.

Конспект НОД с реализацией образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной группы детского сада Департамент образования и науки города Архангельска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования.

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей первой младшей группы» Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы,.

Перспективный план по самообразованию «Сенсорное развитие детей второй младшей группы в системе работы «Юный эколог» Дата начала работы 20.09.2016г. Предполагаемая дата окончания работы 30.04.2017 г. Цель: Изучение особенностей сенсорного развития в системе.

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя первой младшей группы Степановой Е. С. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» Цель:.

Проект «Моя безопасность» для детей второй младшей группы детского сада Проект «Моя безопасность» для детей второй младшей группы детского сада Автор проекта Вуковчан Е. С. Участники проекта: Дети, родители,.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей сказкой в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Раскрытие значение.

Сценарий развлечения для детей младшей группы «День рождения детского сада» Сценарий «День рождение детского сада»(вторая младшая группа с участием родителей) Дети заходят в муз зал под фонограмму песни из мультфильма.

Сенсорное развитие детей в условиях детского садаСенсорное развитие детей в условиях детского сада Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Здравствуй, Осень золотая. Сценарий праздника для детей младшей группы детского сада Праздник Осени. Дети входят врассыпную, в руках у них листья.   Ведущ.         Праздник, праздник, как мы рады!                       Хорошо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 12:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ковригина (УИ 214306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД