Светлана Ковригина
Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д. ; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада» размещена в разделах
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, читают, объясняют. Оба эти пути познания тесно связаны между собой. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма). Чтобы познакомиться со свойствами предметов, необходимо заметить характеризующее его свойство, как бы выделить его из предмета.
Если предметы одинаковы по форме и величине, но отличаются по цвету (шарики, например, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (набор кукол-матрешек, мисочек и т. п.) Могут быть наборы игрушек, отличающиеся по величине и цвету, но одинаковые по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение формы, цвета, величины. Задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным, и многим другим предметам.
Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях. Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащения их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирование потребностей.
Задачами сенсорного развития детей младшей группы детского сада (дети в возрасте 3-4 лет) являются:
• Развитие восприятия; создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развитие умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
• Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету.
• Совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Напоминание детям названий форм (круглая, треугольная, квадратная и прямоугольная).
• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств). Развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
• Показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).
Все эти задачи решаются непосредственно на различных занятиях (познание, коммуникация, художественное творчество, музыка). А также в свободной деятельности детям предлагаются для игр пирамидки, матрешки, геометрические вкладыши, различные пазлы, кубики, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Также были привлечены родители к созданию пособий для игр: каждому ребенку были сделаны так называемые «пристегушки» - на ткани нашиты пуговицы, молнии, липучки, расстегнув которые дети находят сюрприз (картинку, фигурку). Данное пособие используется не только для сенсорного развития, но и для развития мелкой моторики рук. В повседневной жизни постоянно обращается внимание на цвет, размер и форму (например, при одевании-раздевании обращается внимание на цвет одежды, при накрывании на стол на форму и размер посуды и т. д.).