Елена Садикова
Сенсорное развитие детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сразу после рождения малыш начинает знакомиться с окружающим его миром. Он слышит разные звуки, речь, музыку. К трем месяцам у ребенка развиваются органы зрения, координация движений, хватательный рефлекс становится более интенсивным. Он начинает познавать предметы, ощупывая их, беря в рот. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» означает восприятие. Ребенок познает окружающий его мир, предметы с помощью чувственных органов. Это зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, память, воображение. Сенсорное восприятие является главным источником познания малыша.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста» размещена в разделах
Восприятие разделяется на разные виды:
- восприятие звука (речи, различных звуков, музыкальных произведений)
- цветовое восприятие
- восприятие величины
- восприятие форм
- пространственное восприятие
- временное восприятие
- телесные манипуляции
В возрасте до одного года сенсорное воспитание является единственным видом восприятия. Задачи сенсорного воспитания успешно решаются в предметно- манипулятивной деятельности. Малыш учится ходить, хватая разные предметы, он начинает узнавать их форму, размер, расположение. Следует создать для малыша соответствующие условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной величины и формы.
В дальнейшем особое значение приобретают такие виды деятельности, как игровая, конструктивная, трудовая, изобразительная. После года накапливаются знания о внешних свойствах предметов. В течение следующего года можно познакомить малыша с шестью цветами (синим, фиолетовым, красным, оранжевым, желтым, зеленым). Также можно познакомить ребенка с белым и черным цветом. Для закреплений знаний цвета можно группировать разноцветные предметы.
В игровой форме осуществляется знакомство и с геометрическими формами, такими как круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Для развития представлений о величине можно играть с пирамидками, разноцветными стаканчиками разного размера, матрешками, одинаковым игрушками разных размеров. В младшем возрасте дети учатся сравнивать по величине три предмета (большой – меньше – самый маленький).
Дети 2-3 лет любят заниматься, создавая разные постройки из конструктора, предметы и узоры из мозаики, играть с вкладышами. Они с удовольствием раскрашивают, рисуют, лепят.
Они знакомятся с явлениями природы, начинают осваивать основы математики.
Для развития речи большую роль играет фонематический слух – точное различение речевых звуков. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть необходимым словарным запасом, создает трудности в грамматике, тормозит развитие связной речи. Слуховое внимание можно развивать в играх : «Какие звуки нарушают тишину?», «Назови звуки улицы» (леса и др., «Какие звуки издают животные?», «Эхо» и др.