Елена Федотова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром младший дошкольный возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.
Сенсорные способности начинают интенсивно развиваться уже в 3-4 года. В основе этого процесса лежит освоение детьми сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, размер, качество.
В этом возрасте дети продолжают знакомиться с основными цветами спектра и овладевают ими, как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных дидактических игр. Например, игра «Воздушные шары», где целью является учить детей обращать внимание на цвет предметов, группировать разнородные предметы по цвету: найди своей ниточке нужный шарик. В этом случае цвет шарика является эталоном восприятия цвета ниточки.
Как известно, сенсорными эталонами формы служат основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с ним происходит как в игровой форме, так и на занятиях по аппликации, лепке и рисованию.
Особое место занимают эталоны величины, так как величина носит условный характер. Любой объект может быть большим и маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другими.
Процесс развития сенсорных способностей включает усвоение не только эталонов, но и действий по их использованию. Такие действия направлены на обследование объекта.
В итоге, к концу младшего дошкольного возраста дети должны уметь выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам (величине, форме, цвету); устанавливать тождество и различие предметов по их свойствам.
Я считаю, что для развития сенсорных способностей детей воспитателю необходимо обратить внимание на продуктивные виды деятельности, дидактические игры и создание предметно-развивающей среды.
Рисование и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.
Таким образом, первой и основной задачей изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте является развитие восприятие детей, обогащение сенсорного опыта путём выделения формы предметов, их цвета, свойств, а также пространственных отношений.
В истории дошкольной педагогики и детской психологии, вопрос о сенсорном развитии ребенка занимал одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные комплексы дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Традиционно сложилась взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения.
Соотношение количества дидактических игр по всем пяти разделам сенсорного развития разработано неравномерно. Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия и значительно меньше игр на развитие остальных сенсорных функций. Это связано с тем, что в практике жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют визуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение.
Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
(В книге Л. Н. Павловой: Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет (комплект для индивид. занятий)в каждом занятии указаны: развивающая задача, материал, который содержится в цветных таблицах, и рекомендации к проведению игр и упражнений.)
(«Почини коврик», Упражнение «Соедини картинку», «Подбери бантик к платью»)
Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной предметно-пространственной развивающей среде.
«Центр сенсорного развития» в группе условно содержит несколько станций:
-развития зрительного восприятия «Зоркие глазки»:
Кубики, пирамидки;
Дидактические игры «Посади бабочку на цветок», «Кто в домике живет»;
Цветные крышки;
Игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом.
- развития слухового восприятия «Ушки на макушке»:
Музыкальные инструменты;
Игры с муз. Инструментами «Угадай на чем играю», «Где позвонили?»;
Звучащие коробочки с разными наполнителями;
Предметы из материалов, издающими различные шумы.
- развития осязательного восприятия «Озорные пальчики»:
Мячики, крупы, конструкторы, мозаики, бумага, ткани.
- развития обонятельного восприятия:
Высушенные лепестки цветов, листьев, семян в марлевых мешочках.
- развития вкусового восприятия:
Дидактические игры «Сладкое - соленое», «Какой на вкус?»
Развитие сенсорных способностей, формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ возможно при включении задач сенсорного воспитания в различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительную деятельность, организованы преимущественно в таких формах, как сенсорные занятия, дидактическая игра, игра-экспериментирование в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Основная задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.