ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с
учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования,
подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в
Публикация «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие через дидактические игры - это раскрытие внутренних
потенциалов, интенсивного психического роста и физического совершенствования детей.
Возраст 3-4 года – золотое время, когда у детей закладываются основы восприятия
окружающего мира. Создается фундамент интеллектуального развития. Малыш, имея
определенный словарный запас и первоначальные навыки общения с окружающим,
осмысленно познает величину предметов, их форму, структуру, правильное
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка,
оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений
окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе
образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и
умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету,
величине). От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному
обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе
начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о
предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно,
необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить
рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это
недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного
предмета к свойствам и качествам других предметов. Ведущим видом деятельности и
основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного
возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает
незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том
возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия
окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах
предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве
и т. п.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая
игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного
развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой
сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе
проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. В своей работе
использовала следующие технологии: информационно коммуникативные,
здоровьесберегающие, игровые, личностно - ориентированные, исследовательские.
Дидактический материал подбирала с учё том следующих принципов: принцип
наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды,
сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к
миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую
форму.
Дидактические игры развивают слух, внимание, зрительную память, имеют
огромное значение в удовлетворении познавательных интересов и потребностей детей в
сенсорном развитии.
Примеры дидактических игр и упражнений.
Дидактическая игра «Погремим»
Материалы: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими
разные звуки. Для данной игры можно из-под контейнеров киндер-сюрпризов изготовить
шумовые коробочки. В качестве наполнителей использовать: гречка; пуговицы; фасоль;
монеты; макароны; пуговицы; рис; сахар, пустая коробочка).
Ход игры:
Расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый громкий, затем
самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами.
Начинать следует с трёх коробочек.
Если ребёнок научился классифицировать три коробочки, то можно одну за другой
ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже
расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число
коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса
ребёнка.
Дидактическая игра «Переборка круп»
Насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка
перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко,
банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).
Ход игры:
предложить ребенку определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в
стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Поможем Мишке (кукле)».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи;
предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры : предложить ребенку от имени больной игрушки, которая потеряла нюх и
зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие
дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Также
аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте
детям доступны простейшие виды аппликации.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.
Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функции. Игры
становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием
игр являются действия с предметами-заместителями и игрушками. Продолжительность
игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и
простыми, неразвернутыми сюжетами. В младшем дошкольном возрасте начинает
развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни
объекты выступают в качестве заместителей других. Сенсорное развитие детей – это
развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме,
цвете, величине, запахе, вкусе). Сенсорное развитие детей младшего дошкольного
возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи, с чем
является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Трехчетырехлетний возраст детей – золотое время, когда у ребенка закладываются основы
восприятия окружающего мира.
Дидактическая игра «Бассейн для игрушек».
Цель: воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное
развитие, воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального
напряжения.
Материал: Фасоль, насыпаем в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на
дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза, различные мелкие игрушки, предметы.
Ход игры:
Попросить малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или
игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются,
пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическая игра «Бусы».
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации,
различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания,
усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по
образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры : на первом этапе предложить ребенку просто собрать бусы. В том
порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной
последовательности.
Дидактические упражнения с пуговицами
Цель: закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук,
воображение.
«Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер»
«Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет»
«Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего,
зелёного) до самой маленькой»
«На что похожа пуговица?»
«Пуговицы перемешались. Разложи их на лве кучки: большие и маленькие»
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»
Цель: размещение вкладышей разных форм, разного цвета в соответствующие
отверстия.
Познакомить с фигурами «круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал».
Закреплять основные цвета.
Дидактический материал : на картоне вырезаны отверстия разных геометрических
форм, отмеченные основными цветами. Вкладыши геометрических форм разных цветов.
Ход игры : предложить ребёнку найти каждой геометрической фигуре своё место,
описать геометрическую фигуру, пространственное расположение.
Он учится различать цвета, запахи, размеры, физические характеристики.
Анализирует схожие и различные предметные признаки. Познает азы пространственного
ориентирования, конструирования, разновидности источников и характеристик
акустического восприятия, оценивает события или явления во времени. У детей
развивается способность к запоминанию, логическим умозаключениям.
Совершенствуются наблюдательность, двигательные навыки, воображение. Идет закладка
характера и эстетического восприятия мира.
Очень важно не упустить этот момент раскрытия внутренних потенциалов,
интенсивного психического роста и физического совершенствования детей. Открыть им
прямую дорогу к познанию. Самый краткий и верный путь – сделать это через сенсорное
восприятие (развитие ощущений с переходом в практическую деятельность). Оно
воспитывается у детей – легко и с интересом, через обучающие (дидактические) игры и
занятия. Материалом для них может послужить практически любой предмет в доме –
даже, на первый взгляд, такой бесполезный, как цветной лоскуток, которым ваша
малышка заворачивает куколку, воображая, что это пышное одеяние принцессы. Или
пробка из-под лимонада, в которую ребенок посадил зеленого жука и отправил его в
плавание по безбрежному океану – луже, что разлилась у подъезда дома.
Сенсорное развитие напрямую связано с предметными играми. Все они по своей
сути развивающие.
Рассмотрим некоторые примеры.
Двигательная и зрительная память.
В три, а тем более в четыре года малыш вполне способен лучше задерживать на
чем-то свое внимание. Он дольше может рассматривать картинку и запоминать большее
количество деталей.
Ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает больше о внешнем
мире, о животных, его ручки уже ловкие – постройки из конструктора усложняются.
Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все
насыщеннее.
Возьмем 3 мелких предмета (для первых этапов игры, потом можно 5, но не больше, для
3-4 лет этого вполне достаточно, например, игрушку из «Киндер-сюрприза», грецкий
орех и конфету. Также приготовим 3 чашки, обязательно или разного цвета или с разным
рисунком. Вместе с ребенком накрываем каждый предмет своей чашкой, пересаживаемся
– сидели перед чашками, теперь – за ними, и предлагаем малышу вспомнить, что и под
какой чашкой лежит. Вместо чашек эти же предметы можно укладывать, скажем, в
разноцветные носки и вместе с малышом завязывать их. Это не только понравится
ребенку (использование предмета не по назначению вызывает у детей истинный восторг,
но и поспособствует развитию мелкой моторики пальчиков – развязыванию, завязыванию
шнурков, укладыванию и выниманию предметов. Вырезаем из цветной бумаги три
треугольника, например, красного цвета, три желтых квадрата и три зеленых овала (потом
можно и больше). На больших листах белого цвета вырезаем три белых круга, обводя их,
соответственно, красным, желтым и зеленым фломастером, а четвертый оставляем без
опознавательных знаков. В круги с соответствующим ободком укладываем фигуры,
называя их (четвертый круг пока не задействован). Затем вынимаем фигурки из кругов и
просим малыша положить каждую в свой «домик» ( можете при этом считать их: раз
квадратик, два квадратик, три квадратик). После того как ребенок справится с заданием,
проводим диагностику – запомнил он только цвет или различие между фигурами тоже:
просим положить какую-нибудь из фигур на обезличенный круг. Такая дидактическая
игра помогает ребенку запомнить и цвет, и форму предмета, и познакомиться с азами
счета. Вырезаем большой желтый круг, можно и белый, а затем раскрасить его вместе с
ребенком карандашами, маркерами или красками в желтый цвет. Это будет только
плюсом – развиваются графические навыки. Готовим прищепки (можно одинакового или
разного цветов). На отдельном листе рисуем солнышко с семью-восемью лучами. Просим
малыша сделать столько же лучиков из прищепок, поочередно прикрепляя к желтому
кругу (по такой же аналогии можно делать ёжика, божью коровку, паучка, кошку). Эта
дидактическая игра имеет многоуровневое сенсорное значение : развивает память, счет,
моторику, понятие равномерного интервала.
Выставляем в ряд на достаточном расстоянии друг от друга коробку из-под сока,
пластиковую бутылочку из-под молока, пустой флакон из-под лака для волос или папиной
пены для бритья. Можно использовать покупные кегли, но детям этого возраста очень
нравится играть с домашними предметами, превращая их во что-то. Развивайте их
воображение, давая возможность представить, что коробка – это, например, замок, флакон
– дворец, бутылочка – крепость. Небольшим резиновым мячиком, катая его по полу,
вместе с ребенком сбивайте предметы. Отличная дидактическая игра для развития
ловкости и координации движений. Кроме того, она имеет еще два сложнейших
направления сенсорного развития : восприятие движения, в котором участвуют глаза,
руки, плечевой и мышечный корсет, и избирательное восприятие – выбор определенного
предмета из нескольких, в который малыш и катит мяч.
Развиваем словесно-логическую и слуховую память Дети с удовольствием играют со
словами и в слова, потому что их речь становится более сложной и динамичной, и
подобные игры для них нетрудны. В этом возрасте ребенок уже отличает и узнает буквы,
его постепенно учат читать. 3-4 года – период расцвета чтения сказок.
Детям нравится их слушать, потому что, как правило, в них человечески черты и
характер приписываются животным, а это так интересно и необычно! Но нужно быть
осторожным с выбором сказок: малыши возрастом около трех лет еще с трудом отличают
вымышленные от настоящих персонажей, и если в сказке есть отрицательный, злой и
жестокий герой, это здорово может их напугать. Дидактическая игра «Закончи (продолжи)
слово» увлекает всех детей этого возраста. Суть её в том, что один начинает говорить
слово, второй его договаривает (тест на память, логику, речь – диагностика произношения
и словарного запаса). Например, вы по договоренности с малышом называете слова, что
относятся к разряду «фрукты», но произносите только их начало. Ребенок, вспоминая что
это за слово, договаривает его. Например: вино__(град, сли__ (ва, ябло__(ко). Таким же
образом можно использовать категории «животные», «одежда», «мебель», «цветы».
Чтобы интерес к игре не пропал, меняйтесь с ребенком ведущими ролями: он начинает –
вы продолжаете. Кстати, эти дидактические занятия развивают не только логическое
мышление, но и внимательность – малыш учится делить слова, вовремя останавливаться,
чтобы не произнести их до конца. Тренировка слуховой памяти с интересом для ребенка
формируется через дидактическую игру «Стук-постук». Возьмем или несколько детских
игрушек, которые издают разные звуки, если по ним постучать (машинка, деревянный или
пластмассовый кубик, барабан, подставка под карандаши, или разнообразные коробочки,
пустые и заполненные не разбиваемые емкости, вещи (стакан, кружка, шкатулки, глобус,
чайная коробка, кофейная банка). Ставим выбранные предметы в ряд, чтобы ребенок (или
несколько детей не старше пяти лет – групповые занятия порой гораздо интереснее)
внимательно их рассмотрел. Затем стучим по каждому предмету деревянной
(металлической) палочкой или карандашом. После этого предлагаем ребенку закрыть
глаза и вновь стучим по каждому предмету. Его задача определить, что издает
определенный звук.
Следующий этап – диагностика (проверка) : запомнил и узнал или просто отгадал?
Повторяем упражнение-игру. Если вы предпочитаете побуквенное обучение детей, вам
понравится дидактическая игра «Парные буквы-сочинялки». На карточке или листе
бумаги пишем набор спаренных букв, только две на одном листе: г-к, д-т, б-п, х-г, з-а, а-я
и так далее. Одну букву – черным фломастером, другую – красным. Укладываем карточки
(листочки) в небольшой мешочек (непрозрачный пакет). Малыш должен достать карточку
из мешочка самостоятельно. Смысл игры в том, что он должен придумать два слова: одно
из которых начинается на первую букву, второе – на второе. Например, «д-т» : дорогатроллейбус или дерево-трава. Порой дети, чтобы выкрутиться, придумывают
несуществующие слова. Ругать их за это, как и поощрять, не следует, нужно спокойно
поправить: «Нет, малыш, это слово не из нашего мира. Давай вспомним такое, что есть в
этом».
Такие игры довольно сложные, но они, тренируют мышление, активизируют
память (всплывают даже редко употребляемые слова) и способствуют развитию мелкой
моторики (опустить руку в мешочек, захватить предмет, удержать его, вытягивая).
Воспитывая умного, уверенного в своих силах и возможностях человека, с ним нужно
много разговаривать. Разговор – один из методов сенсорного развития. Ребенка трех, а тем
более четырех лет необходимо научить различать время суток, года, виды деревьев,
фрукты и овощю И в этом участвуют не только мама и папа, но и все члены семьи: от
братьев и сестер до бабушек и дедушек. Гуляя с ребенком, показываем ему, где березка,
клен, елка, липа, тополь. Чтобы он лучше их запомнил, акцентируем внимание на
различии листьев, коры, кроны. Рассказываем, что елочка – вечнозеленое дерево (вводим
новое слово и поясняем его, липа цветет, а тополь пускает пух, березка выпускает
сережки, а у яблони после цветочков появляются плоды. Занятия эти можно растянуть на
весь год: весной деревья просыпаются, цветут, летом – плодоносят, осенью скидывают
листья, зимой спят. Поясняем, зачем они это делают. Осенью поднимаем листья и
определяем, с какого дерева они упали. Ребенок трех-четырёх лет, как правило, имеет
начальные навыки счета. Эти знания можно и нужно использовать для развития
долговременной памяти. Например, обсуждая прогулку, обратитесь к малышу с просьбой
вспомнить: «Сколько ног у той рыжей собаки, которую мы сегодня встретили?», «А
крыльев у смелого воробья, который клевал хлебные крошки, что мы с тобой ему
бросили?», «Подскажи, я забыл (забыла, а у бабочки тоже два крылышка?».
Дидактические игры могут быть совершенно разными, и необязательно для них
покупать дорогие игрушки. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет,
несложно, ведь он сам стремится к исследованию мира, желает вступить с ним во
взаимодействие. А это начинается с восприятия и познания предметов и явлений. Не
жалейте своего времени, развитие малыша нельзя пускать на самотек. Помогите ему
сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра.