Тарина Сунчугашева
Сенсорная комната, как пространство психологической реабилитации ребёнка — инвалида в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Улучшение психоэмоционального статуса ребенка – инвалида и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью в нашем детском саду с детьми проводятся занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода.
Публикация «Сенсорная комната, как пространство психологической реабилитации ребёнка — инвалида в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Именно в специально организованной для психологической работы «темной» сенсорной комнате взаимодействие между ребенком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребёнком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребёнком и педагогом.
Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:
• гармонизация психоэмоционального состояния всех участников, как детей, так и родителей;
• развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование сенсорных процессов детей;
• развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
• осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;
• развитие навыков позитивного общения.
Кроме того, использование сенсорной комнаты значительно сокращает время установления эмоционального контакта педагога с ребенком, которое является начальным этапом психокоррекционной и развивающей работы.
Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.
В этой необычной комнате ребёнок узнаёт, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным.
В сенсорной комнате нашего детского сада дети могут спрятаться в водопад
(«сухой» душ, играть со звездным светом («Звездное небо», наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая лампа, плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь можно понаблюдать за звёздным небом и очаровательным зеркальным шаром с бесконечным множеством бликов, напоминающие мелькание «солнечных зайчиков». Особый интерес вызывают у детей напольные тактильные дорожки, по которым они ходят оголёнными стопами, которые положительно влияют на рецепторы стопы; развивают координацию движения; мыслительную деятельность; речь, умение передавать ощущения, эмоции в речи; произвольное внимание. А также в сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, на тактильно - музыкальной панели с удовольствием выполняют различные задания, которые способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют мелкую моторику.
Одно из самых любимых занятий у детей - игры с песком на световом песочном столе, которые вносят в душу детей радость творчества, создавая картины на песке и выполняя различные упражнения, мы развиваем мелкую моторику, координацию движений, эмоциональный интеллект, а значит и интеллект в целом.
Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку.
Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Например, в структуру занятия можно включать такие игры и упражнения с применением оборудования:
В «сухом бассейне» :
1. Игра «Часики»
Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: вначале одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу. Первый вариант – с опорой на руки; второй вариант – без опоры на руки
2. Игра «Шаловливые ножки»
Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу он опускает в бассейн ноги и совершает ими непроизвольные движения в разные стороны
3. Игра «Дельфин»
Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята; производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняются движения ногами к себе
4. Игра «Гусеница»
Ребенок лежит в бассейне на животе, затем начинает совершать движения, словно «ползет» по бассейну (но не на четвереньках)
5. Игра «Хитрый котенок»
Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика, иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного)
6. Игра «Отгадай, где спрятано»
Даем словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.)
7. Игра «Найди по описанию»
Показать ребенку предметы, а затем разложить их на дне бассейна. Ребенок отыскивает указанный предмет. Усложнение : педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; малыш не видит, куда прячется предмет
Игры и упражнения с использованием сенсорной тропы для ног :
1. Упражнение «Обследование»
Обратить внимание ребенка на то, что все «кочки» на тропинке разные. Показать малышу, как нужно обследовать дорожки: сначала – одним пальчиком, затем – ладонью, потом – пальчиками другой руки и т. д. При обследовании объектов взрослый называет их свойства
2. Игра «Волшебная тропа»
Ребенок идет по сенсорной дорожке, отмечая, какие они: мягкие.
Игры с применением детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной:
1. Игра «Поймай взглядом»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики)
2. Игра «Поймай пальчиком»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Предложить «поймать рыбку». Малыш «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Рыбок нужно «ловить» то правой, то левой рукой
3. Игра «Найди такую же рыбку»
Обратить внимание ребенка на отражение колонны в зеркале, подчеркивая, что в той колонне, которая отражается, плавают такие же рыбки. Предложить ребенку «поймать рыбок». Малыш «ловит» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая)
Наблюдая за зеркальным шаром можно поиграть такие игры:
1. Игра «Поймай взглядом»
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить».
2. Игра «Поймай пальчиком»
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить».
Ребёнок ловит звездочки пальчиком, стараясь не отрывать его от отражения звездочки и следуя за ней
С ультрафиолетовым панно «Светящиеся нити» играем в такие игры, как:
1. Игра «Помоги Мишке»
Обратить внимание ребенка на грустного Мишку. Сказать, что он забыл, какого цвета у него нити и предложить ему помощь.
Усложнение : нахождение нитей определенного цвета и счет.
2. Упражнение «Дорожка из кулачков»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Можно сравнить длинные нити с дорожками и предложить по этой дорожке погулять: обхватив волокно кулачком правой руки, сверху приставить кулачок левой руки, затем снова кулачок правой руки и т. д., пока не закончится «дорожка»
3. Упражнение «Наматывание»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Затем предложить познакомиться со свойствами волокон. Наматывая их на пальцы, говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».
4. Упражнение «Жгутики»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Обратиться к малышу: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давай сделаем из волокон жгутики»
5. Игра «Узнай по контуру»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Сказать, что нитей много и они похожи на занавеску, за которой находится окошко (зеркало). Если посмотреть в «окно», можно увидеть много интересного.
Предварительно на зеркало наклеить изображения и контуры знакомых предметов (на одну игру не более трех изображений).
Предложить рассматривать и отгадывать изображения предметов не раздвигая нити.
Одним из важных аспектов моей работы на сегодняшний день как педагога-психолога является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей – инвалидов, которые поступают в детский сад.
«Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, проблемы часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер (повышенная ранимость и чувствительность, гиперактивность, агрессивность, эмоциональное возбуждение, не достаточная саморегуляция).
Поэтому для меня как для педагога-психолога, определяющим фактором в работе с такими детьми стало использование сенсорной комнаты, как пространство психологической реабилитации, восстановление эмоционального контакта.
В зависимости от поставленных задач, занятия в сенсорной комнате можно рассматривать и как самостоятельную реабилитационную процедуру, и как способ подготовки к другим психологическим мероприятиям, и как средство оптимизации реабилитационного процесса.