Получи документы

Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления

Наталья Зуева
Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления

Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления.

Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

С. И. основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения, без нее невозможно функционирование высших психических функций, в частности, чтение, письмо и адекватное поведение, так как сенсорная интеграция активизирует нервную систему.

Метод сенсорной интеграции пришел в педагогику из реабилитационной медицины. Термин и теоретические аспекты СИ ввела Джин Айрис в 1967 году, американский врач и психолог.

Мы получаем информацию о мире через 7 систем восприятия — обоняние, вкус, зрение, слух, тактильную систему, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела.

Мозг обрабатывает поступившую информацию и «даёт команду» реагировать соответственно обстоятельствам. Обычно это происходит автоматически.

Сложности возникают, если на одном из этапов восприятия (вход — обработка — реакция) мозг даёт сбой и нервная система ребенка не реагирует адекватно на внешние раздражители. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.

Причинами нарушения сенсорной интеграции могут быть:

- генетическая предрасположенность, часто у родителей находятся те же симптомы, что и у детей, хоть и менее выраженные;

- внутриутробные нарушения, влияющие на сенсорную систему;

- недоношенность или низкий вес при рождении;

- родовая травма;

- послеродовые обстоятельства.

Большинство детей, приходя в детский сад из семьи, уже имеют проблемы комплексной обработки сенсорных сигналов. На это влияют:

1. Недостаток двигательной активности детей раннего возраста. Длительное нахождение в манеже, продолжительное катание в колясках, передвижение в ходунках и др. Ребенок, долго находящийся в манеже, сначала начинает вставать, держась за сетку манежа, переступать, и только потом ползать, хотя заложенная природой двигательная программа ребенка предполагает наоборот: сначала ползать, а потом вставать и ходить.

2. Раннее знакомство с гаджетами приводит к тому, что виртуальный образ предметов формируется раньше, чем реальный образ на основе действий с ним. Специфичные для дошкольного возраста наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которые осуществляются непосредственно при восприятии окружающей действительности, формируются под влиянием вымышленной реальности.

3. Отрицание сензитивных периодов: раннее обучение чтению, английскому, ментальной математики. Это приводят к тому, что большинство детей, приходя в детский сад, уже имеют проблемы комплексной обработки сенсорных сигналов. При нормальных условиях развития сенсорная интеграция происходит во время обычной, повседневной деятельности, совершаемой ребенком.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

- ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

- ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

Как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Неспособность играть. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно имеют проблемы с сенсорной интеграцией.

Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.

Речь и язык зависит от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.

Эмоциональные проявления - истерики, слезы, нарушения сна, психосоматические расстройства;

Поведенческие – агрессия или самоагрессия; или гиперчувствительные дети, и они не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.

Нарушение движения - излишняя двигательная активность, или наоборот гипоактивность; неловкие движения, нарушение координации, повышенная осторожность, низкий мышечный тонус, ходьба на цыпочках, моторная неловкость, проблемы в имитации движений, навязчивые движения, повышенная отвлекаемость.

Нарушение чувствительности - избегание прикосновений, новой одежды, еды, сверхчувствительность к звукам и свету. Из-за этого возникает крайняя избирательность к еде. Такие дети не переносят оттенки вкусов или, наоборот, воспринимают только отдельные вкусы.

Поэтому, для улучшения развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания и в детском саду, и дома в семье.

Метод сенсорной интеграции предполагает создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка, его сенсорных нужд и интересов.

Поскольку основное внимание в теории уделено вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системам, специфичными упражнениями,характерными для метода сенсорной интеграции являются балансовые упражнения, вращения и раскачивания, упражнения на пересечение срединной линии тела, комплексных тактильных контактов.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Фотоотчет о Дне добра к Дню спонтанного проявления добротыФотоотчет о Дне добра к Дню спонтанного проявления доброты Фотоотчет о «Дне добра» к дню спонтанного проявления доброты. 17 февраля считается Днем спонтанного проявления доброты. Это международный.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления
Опубликовано: 30 июля 2024 в 18:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД