Наталья Зуева
Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция : причины нарушения, проявления.
Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Публикация «Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления» размещена в разделах
С. И. основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения, без нее невозможно функционирование высших психических функций, в частности, чтение, письмо и адекватное поведение, так как сенсорная интеграция активизирует нервную систему.
Метод сенсорной интеграции пришел в педагогику из реабилитационной медицины. Термин и теоретические аспекты СИ ввела Джин Айрис в 1967 году, американский врач и психолог.
Мы получаем информацию о мире через 7 систем восприятия — обоняние, вкус, зрение, слух, тактильную систему, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела.
Мозг обрабатывает поступившую информацию и «даёт команду» реагировать соответственно обстоятельствам. Обычно это происходит автоматически.
Сложности возникают, если на одном из этапов восприятия (вход — обработка — реакция) мозг даёт сбой и нервная система ребенка не реагирует адекватно на внешние раздражители. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.
Причинами нарушения сенсорной интеграции могут быть :
- генетическая предрасположенность, часто у родителей находятся те же симптомы, что и у детей, хоть и менее выраженные;
- внутриутробные нарушения, влияющие на сенсорную систему;
- недоношенность или низкий вес при рождении;
- родовая травма;
- послеродовые обстоятельства.
Большинство детей, приходя в детский сад из семьи, уже имеют проблемы комплексной обработки сенсорных сигналов. На это влияют:
1. Недостаток двигательной активности детей раннего возраста. Длительное нахождение в манеже, продолжительное катание в колясках, передвижение в ходунках и др. Ребенок, долго находящийся в манеже, сначала начинает вставать, держась за сетку манежа, переступать, и только потом ползать, хотя заложенная природой двигательная программа ребенка предполагает наоборот: сначала ползать, а потом вставать и ходить.
2. Раннее знакомство с гаджетами приводит к тому, что виртуальный образ предметов формируется раньше, чем реальный образ на основе действий с ним. Специфичные для дошкольного возраста наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которые осуществляются непосредственно при восприятии окружающей действительности, формируются под влиянием вымышленной реальности.
3. Отрицание сензитивных периодов: раннее обучение чтению, английскому, ментальной математики. Это приводят к тому, что большинство детей, приходя в детский сад, уже имеют проблемы комплексной обработки сенсорных сигналов. При нормальных условиях развития сенсорная интеграция происходит во время обычной, повседневной деятельности, совершаемой ребенком.
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами :
- ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
- ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.
Как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Неспособность играть. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно имеют проблемы с сенсорной интеграцией.
Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.
Речь и язык зависит от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
Эмоциональные проявления - истерики, слезы, нарушения сна, психосоматические расстройства;
Поведенческие – агрессия или самоагрессия; или гиперчувствительные дети, и они не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.
Нарушение движения - излишняя двигательная активность, или наоборот гипоактивность; неловкие движения, нарушение координации, повышенная осторожность, низкий мышечный тонус, ходьба на цыпочках, моторная неловкость, проблемы в имитации движений, навязчивые движения, повышенная отвлекаемость.
Нарушение чувствительности - избегание прикосновений, новой одежды, еды, сверхчувствительность к звукам и свету. Из-за этого возникает крайняя избирательность к еде. Такие дети не переносят оттенки вкусов или, наоборот, воспринимают только отдельные вкусы.
Поэтому, для улучшения развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания и в детском саду, и дома в семье.
Метод сенсорной интеграции предполагает создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка, его сенсорных нужд и интересов.
Поскольку основное внимание в теории уделено вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системам, специфичными упражнениями,характерными для метода сенсорной интеграции являются балансовые упражнения, вращения и раскачивания, упражнения на пересечение срединной линии тела, комплексных тактильных контактов.