Лучший педагог года

Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления

Наталья Зуева
Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорная интеграция : причины нарушения, проявления.

Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

Публикация «Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления» размещена в разделах

С. И. основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения, без нее невозможно функционирование высших психических функций, в частности, чтение, письмо и адекватное поведение, так как сенсорная интеграция активизирует нервную систему.

Метод сенсорной интеграции пришел в педагогику из реабилитационной медицины. Термин и теоретические аспекты СИ ввела Джин Айрис в 1967 году, американский врач и психолог.

Мы получаем информацию о мире через 7 систем восприятия — обоняние, вкус, зрение, слух, тактильную систему, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела.

Мозг обрабатывает поступившую информацию и «даёт команду» реагировать соответственно обстоятельствам. Обычно это происходит автоматически.

Сложности возникают, если на одном из этапов восприятия (вход — обработка — реакция) мозг даёт сбой и нервная система ребенка не реагирует адекватно на внешние раздражители. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.

Причинами нарушения сенсорной интеграции могут быть :

- генетическая предрасположенность, часто у родителей находятся те же симптомы, что и у детей, хоть и менее выраженные;

- внутриутробные нарушения, влияющие на сенсорную систему;

- недоношенность или низкий вес при рождении;

- родовая травма;

- послеродовые обстоятельства.

Большинство детей, приходя в детский сад из семьи, уже имеют проблемы комплексной обработки сенсорных сигналов. На это влияют:

1. Недостаток двигательной активности детей раннего возраста. Длительное нахождение в манеже, продолжительное катание в колясках, передвижение в ходунках и др. Ребенок, долго находящийся в манеже, сначала начинает вставать, держась за сетку манежа, переступать, и только потом ползать, хотя заложенная природой двигательная программа ребенка предполагает наоборот: сначала ползать, а потом вставать и ходить.

2. Раннее знакомство с гаджетами приводит к тому, что виртуальный образ предметов формируется раньше, чем реальный образ на основе действий с ним. Специфичные для дошкольного возраста наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которые осуществляются непосредственно при восприятии окружающей действительности, формируются под влиянием вымышленной реальности.

3. Отрицание сензитивных периодов: раннее обучение чтению, английскому, ментальной математики. Это приводят к тому, что большинство детей, приходя в детский сад, уже имеют проблемы комплексной обработки сенсорных сигналов. При нормальных условиях развития сенсорная интеграция происходит во время обычной, повседневной деятельности, совершаемой ребенком.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами :

- ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

- ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

Как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Неспособность играть. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно имеют проблемы с сенсорной интеграцией.

Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.

Речь и язык зависит от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.

Эмоциональные проявления - истерики, слезы, нарушения сна, психосоматические расстройства;

Поведенческие – агрессия или самоагрессия; или гиперчувствительные дети, и они не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.

Нарушение движения - излишняя двигательная активность, или наоборот гипоактивность; неловкие движения, нарушение координации, повышенная осторожность, низкий мышечный тонус, ходьба на цыпочках, моторная неловкость, проблемы в имитации движений, навязчивые движения, повышенная отвлекаемость.

Нарушение чувствительности - избегание прикосновений, новой одежды, еды, сверхчувствительность к звукам и свету. Из-за этого возникает крайняя избирательность к еде. Такие дети не переносят оттенки вкусов или, наоборот, воспринимают только отдельные вкусы.

Поэтому, для улучшения развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания и в детском саду, и дома в семье.

Метод сенсорной интеграции предполагает создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка, его сенсорных нужд и интересов.

Поскольку основное внимание в теории уделено вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системам, специфичными упражнениями,характерными для метода сенсорной интеграции являются балансовые упражнения, вращения и раскачивания, упражнения на пересечение срединной линии тела, комплексных тактильных контактов.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Фотоотчет о Дне добра к Дню спонтанного проявления добротыФотоотчет о Дне добра к Дню спонтанного проявления доброты Фотоотчет о «Дне добра» к дню спонтанного проявления доброты. 17 февраля считается Днем спонтанного проявления доброты. Это международный.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Конспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группыКонспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группы Цель: Создание условий для развития в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Конспект занятия «Мы все разные, но мы равны» ко Дню спонтанного проявления доброты на МAAM Цели: формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения, воспитание терпеливости по отношению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления
Опубликовано: 30 июля 2024 в 18:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная интеграция: причины нарушения, проявления» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД