Левченко Гульсара Алтымбаевна
Сенсорная интеграция
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы с вами знакомы с понятием "сенсорное развитие", "сенсорное воспитание", и сегодня мы с вами разберём, что такое сенсорная интеграция.
В Представьте себя за городом. Вы стоите на берегу реки и собираетесь отправиться на прогулку в лодке. Вы опускаете ногу в лодку и как только начинаете заходить, лодка покачивается. Автоматически вы подстраиваете положение своего тела для удержания равновесия и медленно садитесь, располагаясь посередине сиденья - это сенсорная интеграция.
Публикация «Сенсорная интеграция» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2022
Следующий пример: перед вами лужа. С помощью ощущений мы оцениваем размер и глубину лужи. Наши тела и окружающая среда посылают мозгу информацию. С помощью наших ощущений мы обрабатываем и структурируем эту информацию для того, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Мы способны реагировать адекватно на определённые ситуации и требования окружающей среды - это сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция - это неврологический процесс, который происходит с нами. Центральная нервная система перерабатывает всё сенсорную информацию и помогает организовать и понять эту информацию. (интеграция - процесс объединения частей в целое).
Нам известно о 7 сенсорных системах : это вкусовая система (вкус, обонятельная система (запах, зрительная система (зрение, тактильная система (прикосновение, слуховая система (слух, проприоцептивная система (ощущение тела) и вестибулярная система (баланс).
Усаживаясь в лодку, вы получаете информацию от разных сенсорных каналов. Ваша тактильная система подсказывает вам, что нога на дне лодки. Ваша проприорецептивная система сигнализирует о положении мыщц и суставов. Вестибулярная система говорит вам о том, что центр равновесия нарушен, и вы находитесь на неустойчивой поверхности. Визуальная система определяет, что лодочка находится ниже берега. И если процесс сенсорной интеграйии в норме, тогда обработка и организация этой информации происходит автоматически.
Для ребенка с трудностями сенсорной интеграции, сесть в лодку - катастрофа. Некоторым детям будет страшно, поскольку они неуверенны или гиперчуствительны к ощущениям движения. Другие дети наоборот, продемонстрируют чрезмерную уверенность и могут не соотнести, что произойдет, если балансировать на неустойчивой поверхности. У некоторых детей возникнет страх перед лужей, а другие и не заметят ее.
Все сенсорные системы лежат в основе пирамиды обучения.
Причинами нарушения СИ являются: генетическая предрасположенность, внутриутробные нарушения, недоношенность или низкий вес при рождении, родовая травма, послеродовые обстоятельства.
К нарушениям процесса обработки сенсорной интеграции относятся следующие примеры: например, при СДВГ отмечается повышенный порог сенсорной чувствительности. Ребёнок не получает в достаточном количестве стимуляции, его мозг не в состоянии поддерживать нормальный уровень активности, из-за этого он не может сконцентрироваться, долго работать, быстро теряет внимание. При РАС возможен пониженный порог сенсорной чувствительности или же наоборот такие дети гиперчувствительны к звукам, чувствительны к запахам, вкусам, прикосновениям, избирательны в еде.
Следующим нарушением процесса обработки сенсорной информации является
1. нарушением умение различать ощущения - ребёнок избегает прикосновений, новой одежды, еды, воды, сверхчувствителен к звукам и свету.
2. Нарушение движения - излишне двигательная активность или наоборот гиперактивность, нарушение координации, повышенная осторожность, низкий мышечный тонус, ходьба на цыпочках, повышенная отвлекаемость.
3. Эмоциональные и поведенческие нарушения: истерики, слёзы, нарушение сна, психосоматические расстройства, агрессия, самоагрессия, гиперчувствительные дети.
4. Нарушение речи. Речь зависит от многих процессов связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
5. Нарушение социализации: неспособность играть - это очень распространённый симптом нарушения сенсорной интеграции, дети испытывают трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.
6. Нарушение в обучении. Эти сенсорные дисфункции тормозят развитие других сфер обучения поведения и развития и не дают продвигаться в коррекционной работе. Чтение, письмо, математика требует хорошей сенсорной интеграции и предъявляют мозгу сложные требования.
Сенсорная стимуляция крайне важна, так как активизируют нервную систему, благодаря этому поддерживается необходимый и достаточный уровень активности, чтобы решать когнитивные задачи.
Исходя из всего вышесказанного мы делаем вывод что в первую очередь необходимо произвести диагностику ребёнка, затем определить цели и задачи, и составить программу занятий с ребенком.