Ольга Овечкина
Семья как субъект социализации личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - это первая социальная группа, определяющая направленность
процесса развития личности. Интерес к проблеме социализации, в частности в семье, не угасает на протяжении многих лет в силу высокой значимости
социализации ребенка для его дальнейшей жизни в обществе.
По инициативе Президента России, 2024 год был
объявлен в нашей стране Годом семьи. Обращаясь к парламентариям, глава
Публикация «Семья как субъект социализации личности ребенка» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи позволит
объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших
вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых
семейных ценностей. Важность семьи как первичного института
социализации признается на государственном уровне.
Процесс социализации ребенка начинается у него дома, в своей семье. Семья создает у ребёнка понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и
отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств
личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды,
встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих
способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и
эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье
детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это
составляет задачи семейного воспитания. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной.
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека
в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение
сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают
ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к
изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных
условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она способна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов.
Родители должны принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть не похожим на других, помнить об его индивидуальности, быть
осмотрительными при высказывании оценок в адрес ребенка, стараться не
давать резких и частых негативных оценок его личным качествам, делать
акцент на положительном. По мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта; дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий.
Семья не может быть заменена ни одним воспитательным институтом.
Она – главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и
становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются
основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека.