Ольга Тарасова
Семья и ДОУ — полноценные партнеры в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Очевидно, что пока семья по-прежнему будет рассматриваться как субъект сотрудничества и/или как объект воздействия со стороны дошкольного образовательного учреждения, то уровень партнёрских взаимоотношений остаётся недостижимым. В настоящее время в сложившихся социально-культурных и экономических условиях сотрудникам детских садов к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения, способствующему повышению качества образования. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. Именно при взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьёй можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов. В связи с этим актуальна разработка моделей педагогических и организационных условий взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями как с партнёрами.
Публикация «Семья и ДОУ — полноценные партнеры в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности : петь, плясать, рисовать и т. д.
К сожалению, педагоги часто жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Работу нужно строить по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Организуются индивидуальные беседы, консультации, просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Проводятся родительские собрания, выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.
Второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Педагогом используются соответствующие формы взаимодействия: совместные праздники, развлечения, конкурсы, выставки творческих работ родителей и детей, проведение акций. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды группы : изготовление пособий, атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр. Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив ДОУ.
Перед педагогами ставятся следующие задачи:
- создание эмоциональной взаимоподдержки;
- организация творческого сотрудничества;
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
- содействие родителям в общении с детьми;
- развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях.
С помощью родителей воспитатели приобщают детей к прекрасному, развивают у них художественный и эстетический вкус. Благодаря активному сотрудничеству с родителями дети создают своими руками пусть небольшие, но поистине художественные шедевры.
Педагоги должны знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Девиз педагогов в работе с родителями должен звучать так, «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей». То, что предлагается родителям интересно и полезно. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Все это требует качественно новых взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением.
Чаще всего воспитатели используют наглядно-информационные средства в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей, формирования у них представлений о роли детского сада, оказания практической помощи семье. Для этого на территории и внутри учреждения устанавливают стенды для родителей, используются информационные уголки, памятки, буклеты.
Информационные уголки содержат рекомендации педагога дополнительного образования по развитию творческих способностей у детей в детском саду и дома, фотогалерею мероприятий, проводимых с детьми, детские работы.
Памятки (буклеты) предлагают советы родителям по развитию художественных способностей детей.
Эффективным средством работы с семьей служит «папка-передвижка». В папках помещается материал с консультациями: психолога, музыкального руководителя, содержание консультаций может соответствовать теме предстоящего родительского собрания или анкетирования. Рекомендуются следующие консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».
Особое внимание уделяется совместной работе детей и родителей в группе детского сада при оформлении помещения к праздничным мероприятиям. Воспитатель заранее обсуждает с членами родительского комитета предстоящие дела, определяет обязанности и объем работы взрослых и детей. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.
Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.
Для совместного творчества детей и родителей проводятся такие мероприятия как:
1. Выставка совместного творчества детей с родителями «Дары осени»
2. Мастер-класс для детей и родителей «Цветы для мамы»
3. Выставка новогодних поделок «Наряд для лесной красавицы»
5. Творческий конкурс «Веселый парад снеговиков»
6. Конкурс семейных рисунков на тему: «Зеленый огонек»
7. Конкурс «На лучшее оформление летних участков»
и др.
При проведении мастер-класса «Цветы для мамы» партнерами выступают взрослый с ребенком. Педагог сначала взаимодействует с одним из родителей при показе техники, а потом, может стать партнером одному из детей (в случае отсутствия родителя).
Результатом этой деятельности становится создание доброжелательной, дружеской атмосферы в группе, тесного сотрудничества между всеми участниками пед. процесса, включая родителей, взаимопонимание между детьми и взрослыми, где каждый испытывает радость от общения.
Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.
Постепенно родители понимают, что педагоги искренне заинтересованы в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, внимательно прислушиваются к советам воспитателей более критично относятся к себе и своему ребенку.
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных воспитательских и педагогических мероприятиях ДОУ. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях школы, городского дома культуры, продолжают свое обучение в музыкальной школе, являются постоянными посетителями библиотеки, т. е. выходят на более высокий уровень партнерских отношений.