Лучший педагог года Итоги 2024

Артикуляционные сказки и упражнения по лексическим темам в младшей группе. Часть 2

Татьяна
Артикуляционные сказки и упражнения по лексическим темам в младшей группе. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

10. Тема : «Транспорт».

Артикуляционные упражнения :

1. «Пыхтит паровоз» - укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п, темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

2. «Плывем на лодке, гребем веслом» - перемещать язык из одного угла рта в другой.

3. «Прокололась шина у машины» - произнесение звука ш-ш-ш-ш.

4. «Гудит поезд» - произнесение слога -ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Темочки:

5. «Сигналит машина» - произнесение слога -би на одном выдохе: «Би-би-би-би».

6. «Опускаем и поднимаем ковш самосвала» - «Качели» движение языка: нос-подбородок (верхние зубы - нижние зубы).

Сказка «Велосипед».

Однажды Язычку мама купила новый велосипед.

У него было два больших колеса («Вкусное варенье» - облизать губы по часовой стрелке).

Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться («Улыбка» или «Лягушка» - улыбнуться, губы сомкнуты).

Он осматривал его то с одной стороны, то с другой («Часики» - двигать языком вправо-влево, то сверху, то снизу («Качели» - двигать языком вверх и вниз).

Язычок сел на велосипед, и поехал в гости к своей бабушке.

Он ехал сначала по широкой дорожке («Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу; следить, чтобы язык не дрожал, а потом дорожка сузилась и стала узенькой («Иголочка» - рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед)

11. Тема : «Весна. Праздник мам».

Артикуляционные упражнения :

1. Медведь проснулся после зимней спячки. ( Имитация зевания: открывать рот с глубоким вдохом)

2. Ветерок качает подснежник. («Качели»)

3. Сосулька тает. (Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу; чередовать положения «острого» и «широкого» языка)

4. Лужи кругом. («Лопатка» - «широкий» язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу; следить, чтобы язык не дрожал)

5. Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

Сказка «Весна пришла».

Наступила весна. В небе ярко засветило солнышко. Язычок открыл окно («Окно», и вдохнул свежий воздух (глубокий вдох-выдох 3 раза.) Язычок посмотрел на часы («Часики») и решил, что ему пора отправится на прогулку. Он вышел на улицу и пошел по широкой дорожке («Лопатка»). Он шел, шел и увидел качели, язычок сел и начал кататься вверх-вниз («Качели»). Накатавшись вдоволь, язычок улыбнулся («Улыбка») и поспешил домой, чтобы мамочка его не потеряла.

Сказка «Как Язычок по лесу гулял» (Н. В. Рыжова)

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево).

От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5раз).

Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком).

Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели.

Как куковала кукушка? (Звукоподражание.)

«Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков.

Как стучал дятел? (Звукоподражание.)

«Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу.

12. Тема : «Деревья».

Артикуляционные упражнения :

1. Сдуй листочек с ладошки (упражнение на развитие воздушной струи).

Сказка «Весеннее дерево».

У язычка возле его домика за забором («Заборчик») росло большое красивое дерево. Листочки у него были зеленые и широкие. Давайте покажем, какие листочки на дереве («Лопаточка»). Ветерок покачивал листочки вверх-вниз («Качели»). На дереве было круглое дупло, круглое как окошечко («Окно»). В дупле жила белка, она носила орешки себе в дупло и делала запасы на зиму. («Футбол»).

Сказка «Прекрасная Обжорка».

Жила - была Гусеничка Обжорка.

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения. Но особенно она любила свежие листочки деревьев. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день.

И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слоненок («Хоботок»).

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ («Улыбка»).

Слоник растерялся и решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

- Ах! Какой вежливый слон!- подумала гусеница.

Для того чтобы так много кушать, гусеничке нужны здоровые и крепкие зубки. Для этого она чистила их два раза в день: утром и вечером.

Обжорка взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слоника.

(«Почистим зубки»).

Прошло уже достаточно времени, а слоник все не приходил. Гусеничка начала даже скучать…

Настало время для Обжорки из гусеницы превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях. («Качели»).

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка. Обжорка была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо.

И вот, однажды, бабочка увидела того самого слоника. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Слоник даже не догадывался, то это была та самая Гусеничка Обжорка.

13. Тема : «Одежда. Обувь».

Артикуляционные упражнения :

1. Застегивание и расстегивание молнии (Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до 5 – застегнули молнию; разомкнуть губы – расстегнули молнию).

2. Пуговки: большие и маленькие (максимально округлить губы – большая пуговица; вытянуть губы «трубочкой» - маленькая).

3. Зашиваем дырку иглой («Иголочка»).

4. Укололи пальчик (Подуть на больное место – продолжительный выдох через рот; произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй, уй, уй, ты на пальчик свой подуй!»)

5. Белье развивается на ветру («Часики»).

Сказка «Язычок учится шить»

Бабушка язычку подарила швейную машинку. Язычок очень обрадовался («Улыбка»). И сразу же сел шить, машинка громко застучала. (Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба, бы-бы-бы».) Машинка шила острой иголочкой («Иголочка»). Язычок взял круглый кусочек яркой ткани, давайте покажем, какой круглый кусочек, как блинчик («Блинчик») и сшил из него красивое платье. Язычок решил постирать платье («Месим тесто»). Платье стало мокрым и чтобы оно высохло, язычок повесил его на улице на веревочку. А ветерок стал раскачивать платье вверх-вниз, словно качал его на качелях («Качели»).

14. Тема : «Птицы».

Артикуляционные упражнения :

1. Голодные птенчики (рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы).

2. Дятел (поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося «Тдд-тдд-тдд-тдд»)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

3. Вертишейки («Иголочка»).

В дупле у пестрой вертишейки

Птенцы покручивают шейкой.

Язык высовывают клейкий,

На всех шипят сердитой змейкой.

А. Барто

4. Кукует кукушка (Ку-ку-ку-ку – звукоподражание)

5. Чирикают воробушки (Чик-чирик, чик-чирик– звукоподражание)

Сказка «Веселая птичка».

В гости к язычку прилетела птичка, и постучалась к нему (произнести «Тук-тук-тук» - 3 раза). Язычок открыл окно («Окно», выглянул и посмотрел по сторонам: вправо-влево, вверх-вниз («Часики» и «Качели»). Птичка пригласила язычка на прогулку. Язычок согласился, и они отправились гулять. На улице была прекрасная погода. Ярко светило солнышко, а небо было синим, синим. Язычок шагал по дорожке и улыбался («Улыбка», а птичка летела за ним и напевала песенку (тви-тви-тви). Тут они увидели, на дереве сидит ворона, а в клюве держит бублик («Бублик»). Ворона заметила язычка, громко закаркала «Кар-кар-кар» (звукоподражание) и выронила бублик.

Сказка «Лесные птицы».

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка, сидя высоко на ели.

Как куковала кукушка? (Звукоподражание)

«Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков.

Как стучал дятел? (Звукоподражание)

«Тви-тви, тви-тви» (Звукоподражание, — низко проносились ласточки над шумной речкой. Это к дождю.

Где-то в глубине леса громко каркала ворона «Кар-кар-кар» (Звукоподражание).

Все пело и оживало в весеннем лесу.

15. Тема : «Цветы».

Сказка «Язычок и лягушка».

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее, это была лягушка («Лягушка»). Она прыгала в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую (совершать круговые движения языком по губам то в одну, то в другую сторону). Ускакала лягушка на клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» (вдох через нос - «нюхать» цветок; выдох - через рот повторить 2-3 раза.)

Сказка «Прогулка в лес».

Однажды, язычок отправился в лес на прогулку. Привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек и огляделся («Часики» и «Качели»).

На полянке расцвело много подснежников.

Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз).

Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков.

Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз).

Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.

Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.

16. Тема : «Лето».

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала, что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок», улыбнулось, («Улыбка») и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные ( Имитация зевания: открывать рот с глубоким вдохом)

Природа ожила. Лошадка, почувствовав тепло, игриво зацокала копытами («Лошадка») и зафыркала («Фырканье»). У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке («Грибок»). Дятел громко застучал по стволу дерева («Дятел»). Комарики тонко пищали и вились у дерева («Комарик»). От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

Перечень артикуляционных сказок по лексическим темам.

Знакомство. «Домик для Язычка».

«Сказка о веселом Язычке».

1. Осень. «Осень».

«Прогулка в осеннем лесу».

2. Овощи. «Заяц-огородник».

3. Фрукты. «Фруктовый сад».

4. Домашние животные.

«Наши домашние животные».

«Новый друг Язычка».

«Ленивый котенок».

5. Дикие животные.

«Невоспитанный зайчонок».

«Язычок в зоопарке».

6. Зима. Зимние забавы.

«Как Язычок лепил снеговика».

7. Новый год.

«Язычок и зима».

8. Семья. Наш дом.

«Сказка про сестренку Аню».

«Язычок убирает свой домик».

9. Игрушки.

«День рождения язычка».

10. Транспорт.

«Новый велосипед».

«Как Язычок отдыхал на море».

11. Весна. Праздник мам.

«Весна пришла».

«Как Язычок по лесу гулял».

12. Деревья.

«Весеннее дерево».

«Прекрасная Обжорка».

13. Одежда. Обувь.

«Язычок учится шить».

14. Птицы.

«Веселая птичка».

«Лесные птицы».

15. Цветы.

«Язычок и лягушка».

«Прогулка в лесу».

16. Лето.

«Солнышко лучистое».

Публикации по теме:

Домашнее задание в подготовительной группе по лексическим темам «Цветы. Насекомые» 1. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут.

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»» Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные сказки и упражнения по лексическим темам в младшей группе. Часть 2
Опубликовано: 15 января 2025 в 17:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционные сказки и упражнения по лексическим темам в младшей группе. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 2971454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД