МААМ-картинки

Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ

Ольга Геннадьевна
Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы ФГОС ДО

является создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях

обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив

сверстников.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного

развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими

людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном

возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на

котором строится дальнейшее развитие личности.

Публикация «Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение –

это один из показателей отклонения в развитии. Ребёнок с ОВЗ - особенный

ребёнок, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми,

живя в реальном, а не в виртуальном мире. Ребенок, который мало общается со

сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение,

быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это

приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы

обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него

будет в будущей жизни.

По мнению психологов, в качестве основополагающей рассматривается

концепция о нарушении коммуникации у детей с ОВЗ (дети, страдающие

заиканием). В связи с этими особенностями речи и поведения у наших детей

особая роль в формировании социально личностных качеств ребёнка отводится

игровой деятельности, так как игра - ведущий вид деятельности. Общение во

время игры является важным условием и средством для перестройки

патологически сформированных стереотипов и нарушении авторегуляции

процессов речепорождения у заикающихся детей и контроля за этими

процессами в условиях общения.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу (Л. С.

Выготский, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, мы пришли к выводу,

что имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми

затруднениями заикающихся дошкольников. В результате можно установить

факт нарушения у детей с ОВЗ (дети, страдающие заиканием) всех трёх сторон

процесса общения: коммуникативной (обмена информации, интерактивной

(построения общей стратегии взаимодействия) и перцептивной (полноценного

формирования образа человека, а также игры как ведущей деятельности. В

связи с этими особенностями речи и поведения детей, страдающих заиканием

особая роль в формировании социально личностных качеств, отводится

игровой деятельности.

Цель: Создание условий для успешной социализации дошкольников через

совместную деятельность педагога, детей и родителей во время совместных

игр.

Задачи:

Подбор специальных игр и упражнений, направленных на развитие

коммуникативных навыков детей с ОВЗ по формированию позитивного

отношения к себе и к сверстникам через игровую деятельность.

Создание картотеки сюжетно-ролевых, театрализованных игр, игр-

драматизаций, где воссоздаются социальные отношения между

участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным

общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.

Четко сформулированные цели и задачи позволили нам спланировать работу

созданию условий для успешной социализации детей : подбор и разучивание

игр для углубления сферы общения и обучению умению сотрудничать.

1 этап - теоретический.

Цель: изучение разновидностей игр, их влияния на повышение уровня

коммуникативных навыков у детей, подбор игр с учётом особенности речи и

поведения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи-заикание).

2этап – диагностический.

Цель: выявить начальный уровень развития коммуникативных навыков,

сформированности социально-нравственного поведения для адаптации детей с ОВЗ в социум.

Диагностическое обследование было проведено на базе группы детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи страдающих заиканием «Брусничка». В нем принимали участие 15 детей. При определении уровня коммуникативных способностей детей была использована методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников (разработанная исследователем Ф. Г. Даскаловой)

Был определен уровень развития социально-коммуникативных навыков детей

старшего дошкольного возраста:

высокий уровень- 2 ребёнка (14%)

средний уровень-5 детей (33%)

низкий уровень-8 детей (53%)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного

возраста страдающих заиканием отмечалось недостаточное развитие

социально-коммуникативных навыков.

3 этап – практический.

Цель данного этапа разработать и апробировать игры на развитие

коммуникативных способностей детей. Систематизировать игры по

лексическим темам.

Проанализировав материалы диагностического исследования, мы

разработали план коммуникативных игр, придерживаясь планирования

лексических тем. Коммуникативные игры, которые используются в совместной

деятельности, делятся на три группы:

1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом

человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и

невербальными поглаживаниями;

2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

3) игры, обучающие умению сотрудничать.

Коммуникативные игры включались в любое свободное время в течение

дня, в самостоятельную и совместную с педагогом, с детьми, с родителями, а

также в непосредственную образовательную деятельность.

В структуре игры выделяем следующие этапы:

1. Подготовительный - привлечение внимания; воспитания

доброжелательного отношения к сверстникам; подготавливаем детей к умению

слушать и слышать партнера, реагировать на его высказывания;

2. Обучающий - знакомство с игрой, обучать умению слушать и слышать

другого; учить использовать формулы речевого этикета адресовано и

мотивировано; учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в

общении.

3. Творческий или практический - взаимодействуем в игре; проявляем

инициативу и внимание; используя; совершенствуем умения использовать

вербальные и невербальные средства общения.

Особое место в данной системе работы мы отвели взаимодействию с

семьями воспитанников. Для просвещения родителей, передачи необходимой

информации по различным вопросам, используем разные формы:

информационные листы, листы-памятки, информационный стенд, мастер-

классы, сайт детского сада, общение через электронную почту педагогов и

родителей.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело,

предполагающее непосредственное общение взрослого с ребёнком, в группе

организуем собрания-практикумы, досуги, дни добрых дел, фотомонтажи,

семейные конкурсы.

Родители принимают активное участие в организации различных совместных

видах коммуникативной деятельности, организовывая вмести с детьми игры и

досуги.

4 этап – итоговый.

Цель - определить эффективность проведенной работы.

Повторная диагностика в мае 2016 года показала положительную динамику:

высокий уровень – 4 ребенка (20%)

средний уровень – 8 детей (55%)

низкий уровень – 3ребенка (25%)

В процессе использования коммуникативных игр (как одно из

необходимых условий для успешной социализации детей с ОВЗ) дети нашей

группы значительно хорошо стали владеть навыками умения слушать и

слышать другого.

Благодаря подобранной картотеке коммуникативных игр произошло

значительное улучшение социализации детей. Раскрепостился и открылся

эмоциональный диапазон детей, улучшилось взаимопонимание, развилась

эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей,

как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Активно участвуют родители

при создании развивающей предметно-пространственной среды группы: шьют

костюмы для театрализованных игр, изготавливают атрибуты к сюжетно-

ролевым играм, участвуют в мастер-классах.

Положительным в своей работе считаем участие детей в конкурсах,

проводимых в ДОУ по театрализованным постановкам, активное участие

родителей в организации творческих мероприятий группы.

Литература:

Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской

Федерации».

Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей

дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного

учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Дом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗДом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Как известно, особенности и манеры поведения закладываются и формируются еще в детстве, вместе с ним формируется и взгляд на мир. Зачастую,.

Два важных события в моей жизниДва важных события в моей жизни Ура! Свершилось! Дорогие друзья и коллеги! В моей жизни два знаменательных события! Юбилей и выход сборника стихов (с моим участием)-"Книга.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Подготовка к школе как один из важных аспектов деятельности воспитателяПодготовка к школе как один из важных аспектов деятельности воспитателя .

Проект по социализации детей «Мир вокруг нас»Проект по социализации детей «Мир вокруг нас» "Добрый день уважаемые коллеги! С 2022 года в ГБУСОН РО " СРЦ" г. Волгодонска реализуется проект по социализации детей "Мир вокруг нас".

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Выпуск в школу «Музей очень важных вещей» Выпуск в школу «Музей очень важных вещей» Звучит торжественная музыка. Входят ведущие. Ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел.

Занятие по социализации «Мое настроение» для детей второй младшей группы Цель: дать детям знания о некоторых базовых эмоциях. Задачи: Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 17:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД