Ольга Геннадьевна
Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы ФГОС ДО
является создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях
обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив
сверстников.
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного
развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими
людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном
возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на
котором строится дальнейшее развитие личности.
Публикация «Семья и детский сад как два важных института социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение –
это один из показателей отклонения в развитии. Ребёнок с ОВЗ - особенный
ребёнок, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми,
живя в реальном, а не в виртуальном мире. Ребенок, который мало общается со
сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение,
быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это
приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы
обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него
будет в будущей жизни.
По мнению психологов, в качестве основополагающей рассматривается
концепция о нарушении коммуникации у детей с ОВЗ (дети, страдающие
заиканием). В связи с этими особенностями речи и поведения у наших детей
особая роль в формировании социально личностных качеств ребёнка отводится
игровой деятельности, так как игра - ведущий вид деятельности. Общение во
время игры является важным условием и средством для перестройки
патологически сформированных стереотипов и нарушении авторегуляции
процессов речепорождения у заикающихся детей и контроля за этими
процессами в условиях общения.
Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу (Л. С.
Выготский, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, мы пришли к выводу,
что имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми
затруднениями заикающихся дошкольников. В результате можно установить
факт нарушения у детей с ОВЗ (дети, страдающие заиканием) всех трёх сторон
процесса общения: коммуникативной (обмена информации, интерактивной
(построения общей стратегии взаимодействия) и перцептивной (полноценного
формирования образа человека, а также игры как ведущей деятельности. В
связи с этими особенностями речи и поведения детей, страдающих заиканием
особая роль в формировании социально личностных качеств, отводится
игровой деятельности.
Цель: Создание условий для успешной социализации дошкольников через
совместную деятельность педагога, детей и родителей во время совместных
игр.
Задачи:
Подбор специальных игр и упражнений, направленных на развитие
коммуникативных навыков детей с ОВЗ по формированию позитивного
отношения к себе и к сверстникам через игровую деятельность.
Создание картотеки сюжетно-ролевых, театрализованных игр, игр-
драматизаций, где воссоздаются социальные отношения между
участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.
Четко сформулированные цели и задачи позволили нам спланировать работу
созданию условий для успешной социализации детей : подбор и разучивание
игр для углубления сферы общения и обучению умению сотрудничать.
1 этап - теоретический.
Цель: изучение разновидностей игр, их влияния на повышение уровня
коммуникативных навыков у детей, подбор игр с учётом особенности речи и
поведения детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи-заикание).
2этап – диагностический.
Цель: выявить начальный уровень развития коммуникативных навыков,
сформированности социально-нравственного поведения для адаптации детей с ОВЗ в социум.
Диагностическое обследование было проведено на базе группы детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи страдающих заиканием «Брусничка». В нем принимали участие 15 детей. При определении уровня коммуникативных способностей детей была использована методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников (разработанная исследователем Ф. Г. Даскаловой)
Был определен уровень развития социально-коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста:
высокий уровень- 2 ребёнка (14%)
средний уровень-5 детей (33%)
низкий уровень-8 детей (53%)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного
возраста страдающих заиканием отмечалось недостаточное развитие
социально-коммуникативных навыков.
3 этап – практический.
Цель данного этапа разработать и апробировать игры на развитие
коммуникативных способностей детей. Систематизировать игры по
лексическим темам.
Проанализировав материалы диагностического исследования, мы
разработали план коммуникативных игр, придерживаясь планирования
лексических тем. Коммуникативные игры, которые используются в совместной
деятельности, делятся на три группы:
1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом
человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и
невербальными поглаживаниями;
2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
3) игры, обучающие умению сотрудничать.
Коммуникативные игры включались в любое свободное время в течение
дня, в самостоятельную и совместную с педагогом, с детьми, с родителями, а
также в непосредственную образовательную деятельность.
В структуре игры выделяем следующие этапы:
1. Подготовительный - привлечение внимания; воспитания
доброжелательного отношения к сверстникам; подготавливаем детей к умению
слушать и слышать партнера, реагировать на его высказывания;
2. Обучающий - знакомство с игрой, обучать умению слушать и слышать
другого; учить использовать формулы речевого этикета адресовано и
мотивировано; учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в
общении.
3. Творческий или практический - взаимодействуем в игре; проявляем
инициативу и внимание; используя; совершенствуем умения использовать
вербальные и невербальные средства общения.
Особое место в данной системе работы мы отвели взаимодействию с
семьями воспитанников. Для просвещения родителей, передачи необходимой
информации по различным вопросам, используем разные формы:
информационные листы, листы-памятки, информационный стенд, мастер-
классы, сайт детского сада, общение через электронную почту педагогов и
родителей.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело,
предполагающее непосредственное общение взрослого с ребёнком, в группе
организуем собрания-практикумы, досуги, дни добрых дел, фотомонтажи,
семейные конкурсы.
Родители принимают активное участие в организации различных совместных
видах коммуникативной деятельности, организовывая вмести с детьми игры и
досуги.
4 этап – итоговый.
Цель - определить эффективность проведенной работы.
Повторная диагностика в мае 2016 года показала положительную динамику:
высокий уровень – 4 ребенка (20%)
средний уровень – 8 детей (55%)
низкий уровень – 3ребенка (25%)
В процессе использования коммуникативных игр (как одно из
необходимых условий для успешной социализации детей с ОВЗ) дети нашей
группы значительно хорошо стали владеть навыками умения слушать и
слышать другого.
Благодаря подобранной картотеке коммуникативных игр произошло
значительное улучшение социализации детей. Раскрепостился и открылся
эмоциональный диапазон детей, улучшилось взаимопонимание, развилась
эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей,
как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Активно участвуют родители
при создании развивающей предметно-пространственной среды группы: шьют
костюмы для театрализованных игр, изготавливают атрибуты к сюжетно-
ролевым играм, участвуют в мастер-классах.
Положительным в своей работе считаем участие детей в конкурсах,
проводимых в ДОУ по театрализованным постановкам, активное участие
родителей в организации творческих мероприятий группы.
Литература:
Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации».
Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей
дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного
учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65