Юлия Калениченко
Семинар в форме деловой игры «Знатоки детской художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Знатоки детской художественной литературы».
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ;
Задачи:
Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Предисловие.
Публикация «Семинар в форме деловой игры „Знатоки детской художественной литературы“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В эпоху компьютерных игр и изобилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Читать – важно и нужно. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.
В нашей деловой игре будут участвовать 2 команды. Жеребьевка: по цвету фишек из мешка.
Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все, же пожелаю! Перед началом послушайте правила. Если вопрос адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно? Тогда приступим.
Разминка: (Вопросы для всех, баллы не учитывать)
- Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
1. «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…» (Емеля)
2. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» (Иван дурак)
3. «Спи, глазок, спи, другой!» (Крошечка-Хаврошечка)
4. «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» (Морозко)
5. «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…» (Иван-царевич)
6. «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» (петушок)
Разминка прошла успешно. Приступаем к основным заданиям. Начнем с самого сложного.
1. К какому виду творчества это относится? (отдать подсказки)
1. «Как аукнется, так и откликнется»)
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела
(небылица).
4. Водичка, водичка, умой мое личико. (потешка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
7. В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
(загадка)
8. На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо
(частушка)
9. Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые
Да про битвы, про сражения
Да про подвиги богатырские…. (былина)
10. Дождик, дождик, посильней
Чтобы было веселей
Мои гуси дома
Не боятся грома (закличка)
11. Антошка – картошка
Соломенная ножка
Сам с ноготок,
Голова с локоток (дразнилка)
12. Над сугробом синь - синь,
Под сугробом тень – тень.
Капли с крыши дзинь – дзинь,
А синицы цвинь- цвинь,
Рван кафтанчик скинь – скинь,
Целенький надень (тараторка)
Задание 2 «Отгадай загадки про сказки»
По очереди каждой команде:
1. Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке
«Колобок»
2. Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов
«Теремок»
3. Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко
«Петушок – Золотой гребешок»
4. Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит.
(Маша и медведь)
Задание 3.
Задания в конвертах. Читают сами. Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. …Ну, так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце… (П. П. Ершов «Конек-горбунок»)
2… Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
Задание 4 «От имени кого и о ком ведется рассказ»
Задания в конвертах. Читают сами.
1. «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила….» (Лиса о колобке).
2. «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю…. Зачем было через меня прыгать?» (Огонь о Снегурочке).
Задание 5.
«Составь слово из слогов и отгадай сказку»
(в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд Дюймовочка
6. «Шуточная реклама».
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такую рекламу. Назовите произведение и автора.
1. Несу золотые яйца. Дорого.
(Курочка Ряба, РНС «Курочка Ряба»)
2. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
3. Отмою всё!
(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)
4. Доставка пирожков по городу.
(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)
5. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)
6. Туристическая фирма организует путешествия по реке с красивыми берегами. (РНС «Гуси-лебеди»)
7. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, РНС «Лиса и волк»)
8. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, РНС «Колобок»)
9. Предлагаю новое корыто в обмен на стиральную машину с доплатой.
(Старуха. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
10. Поделюсь секретами долголетия! Вечную жизнь гарантирую! (кощей бессмертный)
11. Продаю пособие для начинающих «Как использовать льстивые речи в корыстных целях» (Лиса из басни Крылова «Ворона и лисица»)
12. Быстрая качественная заморозка детских сердец!
(Снежная Королева. Г. Х. Андерсен «Снежная Королева»)
13 Меняю мальчиков на новые велосипеды. (Почтальон Печкин. Э. У. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
14. Эксклюзивный будильник из золота! (Золотой петушок. А. С. Пушкин «Золотой петушок»)
7. Закончите пословицу:
1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
7. «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
8. «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
8. «Переведите» пословицы на русский язык.
я предлагаю всем перевести предложенные пословицы на русский язык.
1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
4. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
5. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
6. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнамская пословица). Семь раз отмерь, один раз отрежь.
7. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская пословица). Тише едешь – дальше будешь
8. Всё хорошо в своё время (Англия). Готовь сани летом, а телегу зимой.
Задание 9.
Шуточный тест.
Сложите руки перед грудью
(если правая рука сверху-руководитель, если левая - исполнитель).
Сцепите руки замком
(если левый большой палец сверху-в вас много женственности). (Если правый - силы и мужества).
Итог:
На этом наша игра подошла к концу. Все были активны. Всем спасибо за участие. Надеюсь, что сегодня в ходе игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.