Получи документы

Семинар «Экологическая культура человека зарождается в детстве»

Пахомова Елена Владимировна
Семинар «Экологическая культура человека зарождается в детстве»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, через развитие интереса воспитателей к образовательному процессу.

Задачи:

1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию.

2. Обсуждение опыта работы в экологическом воспитании детей.

Публикация «Семинар „Экологическая культура человека зарождается в детстве“» размещена в разделах

3. Предложение и обсуждение новых идей для улучшения образовательного процесса в экологическом воспитании детей.

Ход семинара:

1) Сообщение о целях и задачах экологического воспитания.

-Принято понимать под экологическим образованием школьников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Прогулка на природе

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

2) Сообщение о методах, приемах и средствах экологического воспитания.

- Исходным звеном образования и воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Для достижения результата в успешном экологическом развитии детей обязательным считают правильную организацию предметно - пространственной среды. Экологическая среда в детском саду — прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.

А именно, для формирования представлений о живой природе, детям дошкольного возраста необходимо обеспечить доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям за комнатными растениями, на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде и проведению опытов и экспериментов.

Для формирования этих элементарных знаний и представлений о живой природе рекомендуется знакомить детей в процессе совместной деятельности, занятий, наблюдений, опытнической деятельности, игр, чтения художественной литературы.

Специфической чертой методики формирования представлений о живой природе являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание мира живой природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

3) Сообщение о том, что уже используется для формирования основных экологических представлений у детей в ходе реализации конкретной программы (из опыта работы по программе).

-Основным методом экологического воспитания дошкольников, в ходе реализации программы «От рождения до школы», используется метод наблюдения: за комнатными растениями, за животными в живом уголке. Так же воспитатели детского сада активно проводят с детьми сезонные наблюдения за природой, деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, животными, за птицами, за сезонными изменениями живой природы. Проведение наблюдений проводиться в соответствии с учебно- методическим пособием к данной программе «Ознакомление с природой в детском саду». Так же в ходе совместной деятельности дети учатся помогать в уходе за растениями в помещении и на участке.

Проводится опытническая деятельность, например, в марте месяце организуется «Огород на окошке». Используется метод моделирования и является действенным в формировании представлений о природе, например,календари наблюдений за прорастанием редиса.

Для закрепления полученных знаний о природе используются различные виды детской деятельности: рисование, аппликации, лепка, чтение книг о природе, пение, так же заучивание стихов, за кличек и др.

4)Ознакомление с миром природы по возрастам.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных

(кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке,

за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Младшая группа. (от 3 до 4 лет)

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать

знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами

(волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др., о земноводных (на примере лягушки).

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).

Дать элементарные представления о растениях данной местности:

деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим

в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится, снега

(холодный, белый, от тепла — тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах

деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме воле хвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить;ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей,бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик,и др., овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др., грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза,клен и др.).

В процессе опытнической деятельности расширять представления

детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок

(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни

людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями

«лес», «луг» и «сад».

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).

Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения

художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения.

Подготовительная к школе группа. (от 6 до 7 лет)

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,

травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения

(черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду

сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния

в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град,

туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян) Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения.

5) Подведение итогов:

-В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Формирование знаний о растениях в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде. Таким образом, с помощью приобщения детей к живой природе, уже с младшего дошкольного возраста, может вырасти новое поколение детей с осознанно - правильным отношением к природе, в котором так нуждается, на сегодняшний день, весь окружающий мир.

Публикации по теме:

Развитие памяти в раннем детстве ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической.

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве Содержание Введение…. …3 1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4 2. Понятие самооценки.

Семинар-практикум для родителей «Дайте детям наиграться, дайте в детстве состояться» Педагогическая находка. Цель: Создание условий творческого взаимодействия Семьи и ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного.

Работа с родителями «Экологическая культура наших детей»Работа с родителями «Экологическая культура наших детей» ели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детствеЗначение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сценарий театральной постановки «Сказка об украденном детстве» Сказка об украденном детстве. Действующие лица. Маша- Взрослый (Е. Ю) Маша 2- ребенок (Ульяна) Степа- взрослый (Е. А.) Степа 2- ребенок (Саша).

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности,.

Экологическая культура дошкольниковЭкологическая культура дошкольников Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования.

Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что.

Экологическая культура в дошкольных учреждениях в системе непрерывного образования Экологическая культура в дошкольных учреждениях в системе непрерывного образования. В настоящее время имеется огромное количество (около.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Экологическая культура человека зарождается в детстве»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 20:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Экологическая культура человека зарождается в детстве»» (включая файлы) размещена пользователем Пахомова Елена Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД