Пахомова Елена Владимировна
Семинар «Экологическая культура человека зарождается в детстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, через развитие интереса воспитателей к образовательному процессу.
Задачи:
1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию.
2. Обсуждение опыта работы в экологическом воспитании детей.
Публикация «Семинар „Экологическая культура человека зарождается в детстве“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Предложение и обсуждение новых идей для улучшения образовательного процесса в экологическом воспитании детей.
Ход семинара:
1) Сообщение о целях и задачах экологического воспитания.
-Принято понимать под экологическим образованием школьников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Прогулка на природе
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
2) Сообщение о методах, приемах и средствах экологического воспитания.
- Исходным звеном образования и воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.
Для достижения результата в успешном экологическом развитии детей обязательным считают правильную организацию предметно - пространственной среды. Экологическая среда в детском саду — прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.
А именно, для формирования представлений о живой природе, детям дошкольного возраста необходимо обеспечить доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям за комнатными растениями, на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде и проведению опытов и экспериментов.
Для формирования этих элементарных знаний и представлений о живой природе рекомендуется знакомить детей в процессе совместной деятельности, занятий, наблюдений, опытнической деятельности, игр, чтения художественной литературы.
Специфической чертой методики формирования представлений о живой природе являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание мира живой природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
3) Сообщение о том, что уже используется для формирования основных экологических представлений у детей в ходе реализации конкретной программы (из опыта работы по программе).
-Основным методом экологического воспитания дошкольников, в ходе реализации программы «От рождения до школы», используется метод наблюдения: за комнатными растениями, за животными в живом уголке. Так же воспитатели детского сада активно проводят с детьми сезонные наблюдения за природой, деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, животными, за птицами, за сезонными изменениями живой природы. Проведение наблюдений проводиться в соответствии с учебно- методическим пособием к данной программе «Ознакомление с природой в детском саду». Так же в ходе совместной деятельности дети учатся помогать в уходе за растениями в помещении и на участке.
Проводится опытническая деятельность, например, в марте месяце организуется «Огород на окошке». Используется метод моделирования и является действенным в формировании представлений о природе, например,календари наблюдений за прорастанием редиса.
Для закрепления полученных знаний о природе используются различные виды детской деятельности: рисование, аппликации, лепка, чтение книг о природе, пение, так же заучивание стихов, за кличек и др.
4)Ознакомление с миром природы по возрастам.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных
(кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.
Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке,
за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Младшая группа. (от 3 до 4 лет)
Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать
знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами
(волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др., о земноводных (на примере лягушки).
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой.
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).
Дать элементарные представления о растениях данной местности:
деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим
в жизни и деятельности взрослых и детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится, снега
(холодный, белый, от тепла — тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах
деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме воле хвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить;ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей,бабочка, жук, божья коровка).
Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик,и др., овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др., грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза,клен и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления
детей о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой.
Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни
людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями
«лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями.
Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).
Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения
художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения.
Подготовительная к школе группа. (от 6 до 7 лет)
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,
травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения
(черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду
сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния
в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град,
туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян) Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения.
5) Подведение итогов:
-В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Формирование знаний о растениях в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде. Таким образом, с помощью приобщения детей к живой природе, уже с младшего дошкольного возраста, может вырасти новое поколение детей с осознанно - правильным отношением к природе, в котором так нуждается, на сегодняшний день, весь окружающий мир.