Ирина Стряпихина
Семинар-тренинг с педагогами «Эмоциональный интеллект: учимся понимать природу эмоций и чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эмоциональный интеллект: учимся понимать природу эмоций и чувств"
Цель тренинга - научить распознавать и осознавать свои эмоции.
Правила занятий (2-3мин). Психолог знакомит участников с правилами занятий.
1. Активность. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. От выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
2. Единая форма обращения друг к другу (по имени).
3. «Я – высказывания». Высказываем свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю», «мне это не понятно…» Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…».
4. Принцип доброжелательности. Относимся к друг к другу доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.
5. Конфиденциальность. Всё что происходит во время тренинга, не разглашается и не обсуждается вне занятий.
Упражнение «Имя + чувство»
Цель: знакомство участников группы, создание атмосферы доверия.
Время: 5-7 мин.
Ход: Каждый называет свое имя и чувство, которое в данный момент испытывает, свои ожидания от занятий.
Мини лекция «Эмоциональный интеллект. Классификация эмоций»
Цель: формирование представлений об эмоциональном интеллекте.
Время: 10 мин
Ведущий:
«Согласно отчету Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 компетенций.
Что же такое «эмоциональный интеллект»?
К концу XX века исследователи обратили внимание, что для успешной карьеры недостаточно обладать высоким интеллектом и быть экспертом в своей области. Необходимо что-то большее, связанное с чувствами и 8 ОСНОВНЫМИ эмоциями человека. Это качество получило название «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence).
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
«эмоциональный интеллект» включает в себя 5 компонентов, которые определяют, насколько мы умеем справляться с собой:
Самоосознанность - знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей,
Управление своими эмоциями - умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями,
Мотивация - эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей,
Эмпатия - осознание чувств, потребностей и забот других людей
Социальные навыки общения - искусство вызывать у других желательную для вас реакцию.
Две последних компетенции определяют, насколько хорошо мы умеем регулировать отношения.
Чем эмоции отличаются от чувств? (диалог с педагогами)
Для распознавания своих эмоций и чувств нужно понимать, чем они отличаются друг от друга.
- Что такое «эмоции»? Какие они? Что их характеризует? (ответы педагогов)
Эмоции (от лат. Emovere - волновать, возбуждать) похожи на вспышки, они краткосрочны и являются мгновенной реакцией на раздражитель.
За семь базовых эмоций (страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение и удивление) отвечает лимбический мозг.
Эмоции ситуативны и вспыхивают в ответ на положительные или отрицательные воздействия. Как правило, они менее устойчивы к внешним факторам: на смену веселому и беззаботному настроению легко может прийти злость, если наши потребности не удовлетворяются (можно быть бодрым, выходя из дома, и разозлиться, наступив в лужу у подъезда).
Грань между эмоциями и чувствами невероятно тонка.
- Чем чувства отличаются от эмоций? Приведите примеры чувств. Какие они? (ответы педагогов)
Большой психологический словарь определяет чувства как «высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях».
То есть чувства - это сложные, многосоставные эмоции. За каждой эмоцией стоит чувство.
Осознание своего эмоционального состояния - первый шаг на пути работы со своими чувствами.
Техника «Звезда чувств»
Прошу вас нарисовать на листе бумаги максимально большой круг. Распределить его на 12 секторов.
Рядом с кругом записать чувства:
радость; печаль; страх; отвращение; удивление; злость; презрение, стыд, интерес, уверенность, обида,зависть.
Проговорите про себя каждое чувство и дайте ему место и цвет в круге распределяя по секторам. Н-р: Мое презрение- прислушаться к нему (кого или что я презираю, найти его в теле, дать ему цвет (какого оно цвета) и нарисовать его в круге. - 10 мин.
Обсуждение:
- Как вам было сложно или легко соприкосаться с чувствами, подбирать им цвета?.
-Какое чувство было проще всего обозначать цветом? Найти его в теле?
- Какое сложнее?
-Какие чувства были приятными- не приятными? Притягивающими- отталкивающими?
-Как часто вы испытываете то или иное чувство?
Итог-рефлексия 10 минут:
- что нового для себя узнали из этой техники
- какие были инсайты, изменения?
Вывод:
Эмоции играют важную роль в том, как мы думаем, и в том, как мы себя ведем. Они помогают защищать людей и поддерживают их физическую безопасность, побуждая реагировать на угрозы.
*Основные эмоции, такие как страх, злость и отвращение, не ждут, пока вы будете соображать, что происходит. В критических ситуациях они опережают слишком медленное мышление, мгновенно предупреждая нас об опасности и требуя незамедлительной реакции – бить или бежать.
* Такие эмоции, как, например, вина, стыд, благодарность и любовь, обеспечивают взаимоотношения и связи, которые объединяют семьи, друзей, соседей и сообщества.
*Злость, например, может побудить к созданию экспрессивного полотна, а тоска и грусть – вдохновить на прекрасные, трогательные стихи, песни и музыку.
Таким образом, у всех эмоций есть положительное значение; они способствуют нашей безопасности, обеспечивают взаимосвязь с другими людьми и вдохновляют на творчество.
С одной стороны, эмоции могут сужать наше мышление и поведение, а с другой – углублять и расширять их.