Елена Елисеева
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
Содержание
Введение….…. 2
Теоретическая часть …. 3
Практическая часть «Методические рекомендации
по организации развивающей деятельности
дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» ….5
Заключение…14
Список используемых источников…15
Введение.
Публикация «Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Поэтому одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей становится создание развивающего пространства в ДОУ. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Цель: Проектирование методических рекомендаций по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Создание условий для развития детей через их деятельность.
- Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: физических, социальных, духовных.
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей.
Проектируя среду в новом качестве, как требует стандарт, мы опирались на самоанализ и оценку имеющихся условий. Было выявлено, что существующая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует требованиям ФГОС. Необходим переход к модели нового современного детского сада.
Теоретическая часть.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
При моделировании среды стремились уйти от жестких подходов, связанных с функциональным назначением уголков, зон и созданию детских центров активности.
С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. В модель будущей среды мы включили обновление оборудования, размещение пособий по видам деятельности, мягких модулей, общего дизайна интерьера. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра. В процессе обновления условий в нашем ДОУ мы учитываем главные аспекты и требования стандарта о том, что среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы, условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Практическая часть.
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
• Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
Развивающая предметно– пространственная среда должна быть: содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
• Насыщенность среды - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами : игровым, спортивным, оздоровительным и др. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
• игровая деятельность;
• творческая деятельность;
• познавательная деятельность.
Познавательная деятельность проходит с использованием развивающих игр, средств обучения (в том числе технических, игрушек, моделей.
Предметный мир, окружающий ребёнка, постоянно пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.
Познавательная деятельность осуществляется через экспериментирование с доступными детям материалами (вода, снег, магниты, деревянные бруски, камни и т. д.)
В группах имеются условия для обеспечения двигательной активности, развития крупной и мелкой моторики, возможности организации подвижных игр и соревнований, проведения физминуток. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.
Для центра искусства "Юный художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит дерево-книжка на стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как настоящую книгу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам, провести литературные викторины и конкурсы.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
В группах созданы условия для гендерного воспитания мальчиков и девочек. Для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения воинов, инструменты для работы, разнообразные технические игрушки.
Для девочек – предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки.
• Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми. Действия детей с предметами сопровождаются речевыми комментариями, которые имеют развивающий и обучающий эффект. Ведущую роль в обучении через игру выполняет взрослый.
• Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и др. Это позволяет использовать предметы - заместители в разных видах детской деятельности : игре, конструировании и т. д.
Ширмы могут использоваться не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения.
Использование возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
• Вариативность среды - наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности.
В группах организовано гибкое и вариативное пространство.
Периодическая сменяемость учебного пространства стимулирует познавательную активность детей.
• Доступность и безопасность предметно-пространственной среды.
Дети могут свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые, пола (мужчины, женщины, с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут, с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии семьи ребенка и его самого. Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей.
Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах (не менее 4-5, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы. Мы, взрослые должны обеспечить безопасное пребывание ребёнка в детском саду, предвидеть возможные риски, которые могут причинить ущерб здоровью ребёнка и уметь предотвратить, избежать подобных опасных ситуаций.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности, в ходе которой дети могут проявить инициативу и творчество при изготовлении учебных и игровых пособий. Результат своего труда дети используют в игровой деятельности.
При организации РППС в нашем детском саду педагоги и специалисты создают в группах и кабинетах условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда строится в соответствии с календарно-тематическими планами, которые составлены на основе образовательной программы с учётом возраста и периода обучения детей каждой группы. Предметно-пространственная среда носит характер открытой, динамичной системы, способной к корректировке и развитию. Таким образом, среда в нашем саду постоянно меняется и развивается. Педагоги и специалисты ДОУ - профессиональные и творческие личности. В учебно-воспитательном процессе стараются раскрыть возможности каждого ребёнка, предоставляя ему свободу выбора.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей : много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Объективные показатели негативного влияния:
• Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)
• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности
• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)
• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных
• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)
• Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников :
1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) :
- физические риски;
- психологические риски;
- нравственные риски.
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
- возрастным особенностям ребенка;
- индивидуальным особенностям;
- специальным особенностям ребенка.
Создавая развивающую среду необходимо помнить:
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Заключение.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!
Список используемых источников:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013.
2. Конвенция ООН о правах ребенка (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (https://минобрнауки. рф/news/3447)
4. Конституция РФ (https://www.constitution.ru/)
5. Устав МАДОУ №35 - детский сад «Эврика»
6. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М. :ЦГЛ,2005
7. Детский сад и семья / Т. А. Маркова, М. В. Загик, В. М. Иванова и др. ; Под редакцией Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).