Наталья Торопова
Разработка программы развития родительской компетенции в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «
Программа развития - это система действий для достижения желаемого результата
развития учреждения, направлена на повышение качества взаимодействия с родителями воспитанников и предполагает активное участие администрации, педагогов, детей и их родителей.
Основное предназначение программы
Публикация «Разработка программы развития родительской компетенции в условиях ДОУ» размещена в разделах
Определение факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ в области взаимодействия с родителями воспитанников на основе инновационных процессов. Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной деятельности ДОУ.
Актуальность.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Воспитание современных детей требует высокой культуры и педагогического мастерства родителей. Не все родители готовы к воспитанию детей, т. к. : некоторые родители не знают, как воспитывать, некоторые родители не умеют это делать, некоторых родителей просто никто этому не учил.
Отсутствие у родителей воспитательного опыта и необходимых навыков объясняется:
- занятостью на работе,
- материальными трудностями,
- стесненными бытовыми условиями.
Порой родители затрудняются определить свою роль в воспитании, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны.
К счастью, довольно большое количество современных родителей стремятся повысить свою педагогическую компетентность. Данная программа ориентирована на решение значимых проблем формирования родительской компетенции в решении задач воспитания, на освоение инновационных форм взаимодействия с родителями.
Основания для разработки программы.
Нормативно - правовые документы
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»
•ФГОС ДО утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013 г.
Цели и задачи.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение
наиболее эффективных и целесообразных форм работы; повышение педагогической
компетентности родителей.
• Взаимодействовать с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
• обеспечить психолого - педагогическоесопровождение родителей воспитанников и
• создание условий для формирования у них родительской и педагогической культуры;
• обеспечить оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития детей;
• активизировать участие родителей в деятельности ДОУ через формирование компетентностей родителей в вопросах развития и воспитания детей с использованием интерактивных форм взаимодействия.
Этапы создания программы
анализ внешней среды - c целью формирования социокультурной среды, соответствующей психологическим и физиологическим особенностям детей необходимо устанавливать и расширять партнерские связи с учреждениями культуры, организациями дошкольного и дополнительного образования.
Открытость и интегрированность МБДОУ способствует созданию благоприятных условий для распространения эффективных технологий работы с дошкольниками
анализ внутренней среды (соответствие деятельности ДОУ социальному заказу, т. е. выявление сильных и слабых сторон);
разработка концепции образовательного учреждения (миссии и философии ДОУ, образ педагога, образ выпускника ДОУ);
определение стратегических целей и задач;
разработка социально-педагогических проектов.
Условия реализации программы
кадровое обеспечение - необходимое количество и уровень подготовки кадров;
нормативно - правовое обеспечение - документация, обеспечивающая деятельность учреждения;
информационно - методическое обеспечение - программно - методические материалы и информация, обеспечивающие взаимодействие с семьей.
Формы повышения компетенции
-родительские собрания
-родительские конференции
-семейный клуб
-тематические круглые столы
-открытый показ детской деятельности
-детско - родительское игровое взаимодействие
-мастер - классы
-совместная проектная деятельность детей и родителей
-занятия в системе “ребенок - родитель - специалист”
-выставки и фотовыставки различной тематики
-совместные конкурсы
-дистанционные формы общения с родителями (буклеты, сайт, видео- и аудиолекции)
Ожидаемые результаты
Осознание родителями роли семьи и её влияния на формирование
личности ребенка.
Обеспечение родителей методической литературой, педагогическими знаниями в области формирования компетентностей воспитания детей.
Повышения уровня знаний о состоянии физического и психо-эмоционального развития детей.
Формирование ценностного отношения к проблеме семейного воспитания с учётом своих семейных положительных традиций.
Партнёрство между семьёй и ДОУ делает возможным реализацию образования родителей, то есть формирование родительской компетентности.