светлана мельникова
Семинар «Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ»
Разработала и провела :
старший воспитатель МАДОУ № 46 «Полянка»
Мельникова Светлана Петровна
Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться.»
А. Экзюпери
Цель:
- активизация знаний педагогов ДОУ по развитию одаренности у детей дошкольного возраста,
Задачи:
Публикация «Семинар „Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- стимулирование участников к поиску способов развития способностей дошкольников,
- разработка рекомендаций для воспитания и развития одаренных детей (Карта выявления признаков одаренности детей)
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.
А сейчас мы поговорим о способах выявления одарённости детей дошкольного возраста.
«Способы выявления одаренности»
(практическое знакомство педагогов с диагностическими методиками (старший воспитатель Мельникова Светлана Петровна.)
Предложить педагогам методику «Карта одарённости»
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.
Предлагаю назвать участников процесса выявления одаренных детей (участники процесса записаны на лепестках ромашки, которые прикрепляются на доске по мере называния- получается схема)
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:
• Воспитатели.
• Родители.
• Педагог – психолог.
• Музыкальный руководитель.
• Инструктор по физкультуре.
• Руководители кружков (театральный, танцевальный, художественного творчества) и т. д.
Система по выявлению детской одаренности предполагает комплексное обследование детей и проходит в три этапа:
- Педагогам предлагается расставить по порядку этапы работы
1 этап- групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап –анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
Знакомство с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка»
4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.
4. Практическое знакомство с методами выявления детской одаренности (Специалисты детского сада знакомят с методикой индивидуального обследования ребенка на определенный вид одаренности и предлагают выполнить практически 2-3 задания)
- Интеллектуальная одаренность (психолог ДОУ Шешенева С. Б)
- Музыкальная одаренность (музыкальный руководитель ДОУ Джамиева М. А.)
- Художественная одаренность (руководитель изодеятельности ДОУ Пушкарная Н.)
- Артистическая одаренность (руководитель театральной студии ДОУ Попова Н. Р.)
- Творческая одаренность (воспитатель ДОУ Тетерина Т. П.)
- Литературная одаренность (логопед ДОУ Усанова Ю. В.)
- Техническая одаренность (воспитатель ДОУ Коптелова Е. В.)
- Спортивная одаренность в основном выявляется в ходе организуемых спортивных мероприятий.
5 «Вариативные формы работы, стимулирующие проявления детской одаренности» (зам. заведующей по ВМР Яковлева Н. В.)
Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий : организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.
Слайд есть (раздать каждому)
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих детей.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий.
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству
или воспитателю.
Если чётных «+» больше, то
Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие педагоги встречаются редко!
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
• Неровно успевающий.
• Выбивающийся из общего темпа.
• Странный в поведении, непонятный.
• Занятый своими делами (индивидуалист).
• Не умеющий общаться, конфликтный.
• Иногда тугодум, не может понять очевидного.
• Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
• Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Сегодня одаренными детьми называют :
• детей с интеллектом выше среднего;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Типы характеров
одаренных детей
• 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
• 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
Проблемы одаренных детей :
Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей :
• Неприязнь к школе.
• Игровые интересы.
• Конформность (отрицание стандартных требований
• Погружение в философские проблемы.
• Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
• Стремление к совершенству.
• Ощущение неудовлетворенности.
• Нереалистические цели.
• Сверхчувствительность.
• Потребность во внимании взрослых.
• Нетерпимость.
• Низкая продолжительность сна.
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей.
Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Задачи в работе с интеллектуально одарёнными детьми
Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.
Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.
Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.
Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы.
Организация дополнительного образования ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Убедиться в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.
Педагогический коллектив вместе с родителями должны создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Несомненно, основное требование к педагогам и родителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности.
Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Воспитатель нового поколения
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив
Рекомендации педагогам:
• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
• Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
• Используйте трудные ситуации, возникшие в детском саду или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
• Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Карта выявления признаков одаренности детей (за основу взята методика А. И. Савенкова)
Группа №___ Воспитатели:___
___
критерии оценки
список детей
Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями
• С ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке.
• В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
• серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Дети с литературными способностями
• Любят фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);
Дети с артистическими способностями.
• Часто, когда ребенку не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает,
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
Дети, имеющие спортивный талант.
• Предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования;
• физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
• смелы и не боятся синяков и шишек;
• почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;
• двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;
• ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
Музыкально одаренные дети.
Ребенок имеет музыкальный талант, если:
• любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
• быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
• сочиняет мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями.
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются
• инициативностью.
• высокими организаторскими способностями,
• их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых
Дети, с выраженными техническими способностями.
У ребенка отмечают технические способности, если он:
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
• любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
• сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
• может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
• любит конструировать модели, приборы;
• интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.