Светлана Ильева
План-конспект семинара «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ СЕМИНАРА НА ТЕМУ : «ПРОФИЛАКТИКА нарушения осанки У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: Понимание ответственности педагогов за проведение работы по профилактике
нарушения осанки.
Задачи:
1. познакомить с физическими упражнениями, которые можно проводить с детьми по предупреждению нарушения осанки.
2 Познакомить детей с упражнениями, направленными на формирование правильной осанки.
Публикация «План-конспект семинара „Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
3. Включение игр и упражнений для профилактики нарушения осанки в план оздоровительной работы.
4. Привлечь внимания родителей к вопросу профилактики нарушения осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Предварительная работа: подбор физических упражнений, изготовление оборудования, подбор музыкального сопровождения.
Теоретическая часть.
План.
1. Что такое осанка.
2. Причины, возникновения остеохондроза позвоночника.
3. Классификация и виды остеохондроза.
4. Симптомы.
5. Опасность и последствия.
Практическая часть.
План.
1. Правила профилактики.
2. Задачи по профилактике осанки.
3. Виды деятельности, в которых проводится профилактика осанки.
4. Оборудование.
5. Игровая практика с участниками семинара.
Теоретическая часть.
1. Что такое осанка? Осанка — это привычная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении
Правильная осанка характеризуется вертикальным положением выпрямленного туловища и головы, равномерно волнообразной кривизной физиологических изгибов позвоночника. Форма изгиба каждого отдела позвоночного столба соответствует установленным
2. Причины нарушения осанки.
К нарушению осанки приводят различные неблагоприятные факторы, провоцирующие снижение мышечного тонуса:
Плохо развитые мышцы спины и живота;
Определенные особенности строения скелета;
Соматические заболевания;
Нарушения зрения или слуха;
Неправильное питание или сон
3. Классификация и виды
Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом.
Диагностировать нарушение осанки у детей включает визуальный осмотр, что возможно уже в детском саду- при наблюдении за ребёнком во время занятий, приёма пищи, одевании, раздевании, при выполнении закаливащих процедур
При выявлении проблем сообщаем родителям в тактичной форме.
Врачи назначают рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника.
Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.
4. Симптомы и признаки.
Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17% дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не спровоцировали осложнения.
5. Опасность и последствия
Позвоночный столб представляет собой костную основу, опору для всего организма, к которой как бы «крепятся» все остальные внутренние структуры. Нарушенная осанка способствует снижению амортизационных способностей позвоночника, в результате чего внутренние органы страдают. Деформация позвоночника при нарушениях осанки часто провоцирует снижение подвижности диафрагмы и грудной клетки в целом, что является благоприятной почвой для развития многих заболеваний.
Так, последствиями неправильной осанки могут быть : головные боли;
неприятные ощущения в спине;
повышенная утомляемость;межпозвоночные грыжи;сколиоз;
изменения в работе сердца, легких и органов пищеварения;
снижение зрения;
нарушения метаболизма;
частые болезни (респираторные инфекции, бронхиты, воспаления легких);
запоры;
ослабление мышц брюшного пресса, опущение желудка и кишечника.
Практическая часть.
(Предварительно предложить участникам семинара назвать знакомые правила профилактики, вспомнить задачи, перечислить виды деятельности, в которых проводится профилактика не правильной осанки)
Правила профилактики не правильной осанки у ребенка.
Профилактика остеохондроза у детей основана на регулярной умеренной физической активности. Упражнения укрепляют мышцы, стимулируют питание межпозвоночных дисков и укрепляют позвоночный столб.
В рационе должны быть продукты, богатые кальцием. Также нужно принимать витаминные комплексы, рекомендованные врачом.
Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.
Виды деятельности, в которых проводится профилактика остеохондроза.
1. Утренняя гигиеническая гимнастика
2. Совместная деятельность (педагог и дети).
3. Свободная двигательная деятельность.
4. Физкультурные мероприятия.
5. Бодрящая гимнастика.
6. ЛФ
Практическая часть, выполненная совместно с участниками семинара.
Разные виды ходьбы с гимнастической палкой:
• На носках с различным положением рук (гм. Палка в руках (вверх, в стороны, на
плечах);
• На пятках, гм палка за спиной в внизу или за головой;
• На внешней стороне ступы гм палка перед собой ;
• По ребристой доске босиком, руки в стороны;
• По канату прямо и боком гимнастическая палка на плечах;
• По колючей поверхности – переступать с пятки на носок.
Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки. Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки
«Качалочка»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!
И. п. : лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.
«Морская звезда»
Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И. п. : лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.
Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Самолет»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И. п. : сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза
«Цапля»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.
И. п. : стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать позу эту нужно.
( 2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться
«Потягивание»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И. п. : лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
«Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И. п. : сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
«Самолетик — самолет»
Цели: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.
Самолетик — самолет Развести руки в стороны, ладонями вверх.
Отправляется в полет. Выполнять поворот вправо
Жу, жу, жу, и произносить звук (ж).
Постою и отдохну. Встать прямо, опустить руки, пауза.
Я налево полечу, Поднять голову — вдох. Выполнить
Жу, жу, жу, поворот влево и выдох на звук (ж).
Постою и отдохну. Встать прямо и опустить
руки — пауза.
«Мышка и мишка»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на
носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.
У мышки — очень маленький. Присесть, обхватить рука ми
Мышка ходит колени, опустить голову
В гости к Мишке, — выдох с произнесением
Он же к ней не попадет. звука (ш).
«Кошечка»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.
И. п. : встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.
«Не расплескай воду»
Цель: формирование правильной осанки.
И. п. — о. с: ноги вместе. Руками на лопатках держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.
Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом» по залу.
Палку-коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.
Можно оценить самую красивую походку.
«Малютка»
Цель: формирование правильной осанки.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.
Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола, повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуками [уа-уа], имитация движения губ, сосущих соску.
«Морская фигура»
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила:
принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
при повторении игры необходимо найти новую позу;
ребенок, сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее не сумевший упражнение по указанию.
«Красивая спина»
Цель: формирование правильной осанки.
И. п. — о. с: руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
И. п. — о. с: руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются. Повторить 3 раза.
И. п. — о. с: руки опущены. Ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в «замке» над головой, поднимается на носки и прогибает спинку. Вернуться в и. п. Повторить 3—5 раз.
И. п. — о. с: руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх, носок тянуть, спина прямая. Повторить 5—6 раз каждой ногой.
И. п. — о. с. Спина прямая, руки над головой в «замке». Ходить с напряженно вытянутой спиной на носках. Повторять 1—2 мин.
И. п. — о. с. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднять руки вверх, потянуться. На выдохе плавно опустить руки через стороны. Повторить 4—5 раз.
И. п. : сидя на пятках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить, живот подтянут. Повторить 5—6 раз по два рывка
И. п. : сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно, с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад. Повторить 4 раза.
И. п. : сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. Повторить 6 раз.
«Воробей и рак»
Цели: тренировка координации движений, развитие мышц туловища и конечностей.
И. п. — о. с: прыжки на обеих ногах с продвижением вперед и на месте (воробей); ползание назад в положении лежа с опорой на руки, ноги согнуты
Будьте здоровы!
Берегите себя и своих близких!