Изабелла Кесаева
Семинар-практикум для педагогов «Экологический мост»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему : «Экологический мост» Сегодняшний
семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в
целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Теоретическая часть.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Экологический мост“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Презентация «Семинар-практикум работа с родителями по экологическому воспитанию детей».
Практическая часть:
В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).
Игра «Ассоциации».
Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему, люди
ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза»,
«работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.
Ассоциации экологического содержания :
Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:
со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
с природным явлением;
с животным (зверь, птица, насекомое);
с растением (дерево, кустарник, цветок);
с минералом.
4 педагога составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.
Решение педагогических ситуаций.
Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздается каждой команде по 2 ситуации)
…
1. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не
говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с
матерями /с детьми/?
…
2. Юноша и морские звезды. Как- то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. - Но ведь побережье
тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнес: - Толк есть для этой
морской звезды. Почему юноша бросал в воду морских звезд? Что лежало в основе его поступка?
…
3. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый
маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!»
Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного
молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у подростков бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
…
4. Ира шла домой через парк, засаженный кустами смородины, и громко
рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. - Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:
«Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы». Какие негативные последствия могут быть у поступка матери? …
5. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница.
Чья – то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки педагога. Как бы вы поступили в данной ситуации?
… …. 6. В парке девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки –
«конфеты» и т. д.
Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!» Назовите ошибки педагога. Как бы вы поступили в данной ситуации?
…
7. Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
– Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
…. 8. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять
аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
… 9. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.
– Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось ее в воду и дело с концом.
….
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.
Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне бы хотелось бы вам зачитать притчу:
«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного
ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил
ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще
сегодня сделать такого доброго и хорошего».
Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания,
реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая,
энциклопедическая и художественная литература; экологическая
тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; паспорта растения; детская и
энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, альбомы, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений за природными явлениями, журнал фиксации проводимых
опытов, ухоженные растения в соответствии с возрастом, дидактический материал, поделки из природного материала, инструменты для ухода за растениями, фартуки для работы, временные объекты по сезону и другие материалы и т. д.)
У вас есть карточки с заданием попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение) :
Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);
Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и
оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут
использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
8. - Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
9. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
10.- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
11.- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
12.- Ворона кричит зимой – (к метели).
13.- Лягушки квакают – (к дождю).
14.- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
15.- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
16.-Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.
17. -Соловей запел – значит на березе лист рапустился.
18.-Если листопад пройдет скоро – к суровой и продолжительной зиме.
19.-Много желудей на дубу – к лютой зиме.
20.-Май холодный – год плодородный.
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Фрагмент экологического мероприятия «Тайны природы» проведем с применением интерактивной доски.
Задания на слайде, а участникам нужно выбрать категорию и назвать номер вопроса, указывающий количество баллов. Категории: «Знатоки родной природы», «Их нужно спасти», «Маленькие тайны природы», «Лесная
аптека».
Категория «Маленькие тайны природы»
1. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
3. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
4. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
5. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица
освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)
Категория «Лесная аптека»
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям?
(Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит
дезинфицирующее вещество.)
Категория «Знатоки родной природы»
1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых
нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей — искать укромные места.)
3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький
и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)
4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей — в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)
Категория «Их нужно спасти»
1. Довольно крупная птица, массой 23-33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (Снегирь)
2. Относится к семейству рогачей. Свое название вид получил за то, что верхние челюсти самцов очень крупные и образуют подобие рогов.
Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению численности этого насекомого. (жук-олень)
3. Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса
от 1 до 18 кг., плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).
4. За последнее столетие численность этих животных сократилась в 25 раз! В дикой природе их сохранилось не более 5 тысяч! Президент РФ В. Путин подписал законы, согласно которым за продажу и убийство редких кошачьих видов грозит уголовная ответственность, расширены полномочия егерей и инспекторов при борьбе с браконьерами. Суточная норма амурского тигра – около 10 кг мяса.
5. Кавказская лесная кошка
В основном они живут на Кавказе. Предпочитают одиночный образ жизни. Основной рацион составляют небольшие грызуны и птицы. Но иногда, в порывах сильного голода, они охотятся на крупную добычу, такую как
фазан, заяц или даже юный олень.
Нередко располагаются рядом с людьми и нападают на домашних животных (в частности кур).
Умеют хорошо плавать, но воду не любят.
Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Надеемся, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас
равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.