Надежда Обрезкова
Взрастить патриота Отечества через воспитание любви к малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
В. А. Сухомлинский.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Следует подчеркнуть, что в работе по патриотическому воспитанию важным моментом является работа по ознакомлению и познанию своей малой Родины. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Если у ребенка недостаточно знаний, то трудно сформировать у него уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Поэтому чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Воспитывая в ребенке патриотические чувства, необходимо воспитать у него привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо немало сделать, чтобы они полюбили место, где родились и живут. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют такие черты характера, которые помогут ребенку стать патриотом и гражданином своей страны. Родителям было предложено вместе с детьми подумать и написать, что они понимают под словами малая Родина.
Публикация «Взрастить патриота Отечества через воспитание любви к малой Родине» размещена в разделах
Дети нарисовали рисунки на тему «С его начинается Родина?».
2 слайд.
Необходимо показать ребёнку, что наш город славится своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, патриотом своего Отечества, у него надо сформировать: чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям наших предков, к уважению и быту народа родного города, края. 3 слайд.
Реализуя проект «Мой родной город - моя малая Родина», мы изучали с детьми историю и достопримечательности родного города Кинешмы, особенности архитектурных сооружений, их историческую ценность, символику, природу родного края. В городе имеются неповторимые памятники архитектуры – это Успенский и Троицкие соборы, Красные и Белые торговые ряды, лицей имени Д. А. Фурманова, Крестовоздвиженская часовня, драматический театр, кинотеатр
«Пассаж», Волжский бульвар и др.
Работа охватывала все уровни воспитательной деятельности и реализовалась через следующие формы : создание в группе развивающей среды по патриотическому воспитанию. 4 слайд.
Тематические занятия «Путешествие по родному городу», «Знатоки родного города», беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края. На занятии организовала просмотр слайдов о родном городе, что позволило «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. 5 слайд.
Рассматривание детьми фотографий с видами улиц города, памятниками архитектуры, способствует уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. 6 слайд.
Работа по реализации проекта велась и в ходе непосредственного познания достопримечательностей родного города. Проводила целевые прогулки по микрорайону, экскурсии по городу, экскурсию в музей «Кинешемский валенок». 7,8 слайды.
Невозможно обойти тему природы родного края. Знакомство с природными богатствами: лес, поля, луга, реки, и конечно же наша великая и могучая Волга;
с экологическим состоянием региона, усиливает положительное отношение к родному краю, формирует экологическую культуру, т. е. бережное, духовно-нравственное отношение к природе и окружающей среде. 9 слайд.
Целевые прогулки на берег Волги, березовую рощу, походы, совместный труд родителей и детей по озеленению участка способствуют знакомству детей с растительным и животном миром, воспитанию любви и бережного отношения к родной природе своего края. 10,11слайды.
Экскурсии к Стеле «Воинам кинешемцам», памятнику А. М. Василевскому, вечному огню воспитывают у дошкольников дух патриотизма и чувство уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Знакомя с именами героев-земляков разных войн и их подвигами, с улицами, названными в честь знаменитых людей и героев войны и труда, развиваю у детей чувство гордости за славных земляков и желание стремиться быть похожими на них. 12 слайд.
Большое внимание уделяла ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей города. Были организованы экскурсии в аптеку, на почту, библиотеку, где ребята познакомились с трудом взрослых и узнали о значимости их труда. А организованная совместно с родителями фотовыставка «Профессии наших родителей» помогла закрепить содержание труда родителей в родном городе : швея, бухгалтер, учитель, пекарь, строитель, полицейский. Дети увидели важность и значимость труда своих родителей, и это явилось продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города. 13 слайд.
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, в рамках реализации проекта и проводила игры патриотического направления : Дидактические: «Собери герб Кинешмы», «Экскурсовод», «Угадай, где я нахожусь», «Разложи правильно» «Заколдованный город», «Контур здания». Сюжетно – ролевые игры: «Мы путешествуем на автобусе по родному городу», «Строители».
Словесные игры: «Назови по образцу», «Узнай и назови», «Назови ласково», «Скажи со словом «городской». 14 слайд.
Познавая стили архитектурных сооружений в разные эпохи, дети сами делали постройки из конструктора и строительного материала: дворцы, жилые помещения, общественные здания. 15,16 слайды.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей. Я предложила детям расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. (ул. Аристарха Макарова, ул. имени Урицкого, поселок Красноволжец, ул. Ломоносова и др.) Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию с фотографиями по теме «Улицы нашего города».
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с детьми отдельных предприятий и учреждений города, участие в городских праздниках (День города, День микрорайона, День бульвара). Итоги таких экскурсий оформлены в фотоальбоме «Моя малая Родина». 17 слайд.
В старшем дошкольном возрасте, рассказывая детям о России, о Родине нельзя обойтись без знакомства с государственной символикой. Я познакомила с гербом, флагом, гимном города Кинешмы, России. Изучая геральдику, дети не только узнали особенности изображения гербов, но и сами создали «Герб группы», флаг. Родителям и детям было предложено творческое домашнее задание - придумывание и изображение герба своей семьи. Была оформлена выставка «Герб моей семьи». 18 слайд.
Социум, окружающий детский сад, имеет немаловажное значение в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и библиотеки. Занятия, которые организуются на базе библиотеки помогают мне расширять представления детей об окружающем мире, животных и птицах нашего края, знакомить с произведениями писателей, поэтов, приобщать к художественной литературе. Так на одном из занятий детей познакомили с птицами нашего края, Красной книгой Ивановской области. 19 слайд.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – главная цель воспитания любви к Родине, воспитания патриотов своего Отечества