Валерия Ершова
Семинар-практикум в форме деловой игры для воспитателей ДОУ «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-закрепить знания и умения педагогов в работе, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников;
-закрепить знания по вопросам русского языка;
-активизация, пополнения словаря;
-отработка родительного падежа существительных множественного числа;
-развитие психических процессов: памяти, внимание, мышления.
I. Вводная часть.
Логопед:
Публикация «Семинар-практикум в форме деловой игры для воспитателей ДОУ „Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармонического развития и дальнейшего обучения в школе.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного звукопроизношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, словах в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, в игровых упражнениях - ведущем виде деятельности детей – дошкольников.
Сегодня я предлагаю деловую игру «Автоматизация звуков и введение их в спонтанную речь». В ходе нашей деловой игры, мы немножко освежим теоретические и практические знания по вопросам нашего родного русского языка, закрепим этапы автоматизации звуков в словах, в фразах, предложениях и связной речи, пополним и уточним словарь, закрепим родительный падеж существительных множественного числа.
II. Основная часть.
Логопед:
Итак, начинаем деловую игру, в которой участвуют две команды.
Я зачитаю вам слова М. М. Алексеева, он отмечает что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления настроения фраз, но также и те несовершенство и ошибки которые встречаются в их речи».
1. Упражнение «Правильно ли я сказала?»
Цель:
• Автоматизация звуков [р] – [рь].
• Развитие фонематического слуха.
• Закрепление знаний родного языка.
Задание: командам необходимо дать правильный ответ, выигрывает та команда, которая даст правильный ответ.
Неправильно Правильно
шОфер шофЕр
СИрота сиротА
НОворожденный новорождЕнный
ПрИговор приговОр
ЗагОворенный заговорЕнный
НекролОг некрОлог
ЛотЕрея лотАрея
КоЛидор коРидор
ОднОвременно одновремЕнно
ТУбуретка тАбуретка
ФормулировАть формулИровать
ТракторА трАктор
ВыборА вЫборы
ТортА тОрты
КондукторА кондУкторы
КорпусА (туловище) корпус (туловище)
1. Игра: «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»
Задание : за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
Цель:
• Автоматизация звуков [с], [з], [ц][ в словах, фразах.
• Развитие психических процессов – память, мышление.
1 КОМАНДА
1. Какая рыба без чешуи? (Сом)
2. Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются? (Майские)
3. Какое животное спит с открытыми глазами? Почему? (Змея, сросшиеся веки)
4. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
5. Какая корова сытнее живет - хвостатая или бесхвостая? Почему? (Хвостатая, потому что корова отгоняет от себя насекомых,и больше съедает травы. Бесхвостой корове нечем отмахиваться от мух, ей приходиться постоянно мотать головой и переходить с места на места).
6. Кто трижды родиться, прежде чем стать взрослым? ( Многие насекомые: яйцо, гусеница, взрослое насекомое).
2 КОМАНДА
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
2. Трава от 99 болезней? (Зверобой)
3. Пингвин – птица или нет? (Птица)
4. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза)
5. Какую птицу прозвали «крылатой кошкой»? (Сова)
6. Самый чистоплотный зверек? (Барсук)
Логопед:
Для, того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, необходимо больше включать дидактических игр и лексико – грамматических упражнений, которые обогащают словарный запас, помогают отрабатывать грамматические категории, развивают память, мышление.
2. Игра «Один – много»
Цель:
• Автоматизация звуков [р] – [рь ] в словосочетаниях, фразах.
• Образование форм родительного падежа существительных множественного числа.
Ведущий: Играющие:
1. ампер много ампер
Один грамм много грамм
Один гектар много гектаров (исключение)
Нет окончания у единиц измерения в род. п. мн. ч.
2. одни шорты много шорт
одни шаровары много шаровар
Названия парных предметов без окончаний.
3. один абрикос много абрикосов
один помидор много помидоров
В названиях овощей и фруктов не допускается «много абрикос», «много помидор», т. к. этот вариант сильно распространен.
один гранат - много гранат – только так правильно
Составить предложение с некоторыми сочетаниями.
4. Название национальностей, форму род падежа надо только запоминать.
один башкир много башкир
один болгарин много болгар
один грузин много грузин
один турок много турок
один киргиз много киргизов
один партизан много партизан
один гусар много гусар
5. Одна кровля - много кровель (кровлей)
Одна простыня – много простынь (простыней, первый вариант более употребителен, брать надо его.
6. одна кочерга много кочерег
одно русло много русел
Это явление в русском языке называется «недостаточное склонение» и в речи род. п. этих слов практически не встречается.
3. Упражнение «Четвертый лишний»
Цель:
• Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, фразах.
• Развитие психических процессов.
• Пополнение, уточнение словаря.
Задание: назвать лишнее слово, и объяснить почему оно лишнее?
1 КОМАНДА
Вороной – коричневый –каурый – буланый.
Лишнее слово «коричневый», т. к этим словом в отличии от остальных не обозначается масть лошади.
Вороной - черный конь;
Каурый – светло – каштановый;
Буланый –светло – рыжий с черным хвостом и черной гривой.
2 КОМАНДА
Цель:
• Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.
• Развитие психических процессов.
• Пополнение, уточнение словаря.
Красный – рубиновый – коралловый – кумачовый.
Лишнее слово коралловый, т. к. это может быть и белый, розовый, и другие цвет коралла. Все остальные – обозначают оттенки красного.
Рубиновый – густой, темный, красный.
Кумачовый – ярко – красный.
Логопед:
Следующем этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть задания.
4. Игра «Размышлялки»
Цель:
• Автоматизация, дифференциация звуков [с] – [ш] в предложениях.
• Уточнение, активизация словаря.
Задание: командам необходимо дать правильный ответ, выигрывает та команда, которая правильно ответит на все заданные вопросы.
1 КОМАНДА
1. Кто такой насмешливый человек?
Насмешливый человек – это человек, который любит насмехаться.
2. Кто такой смешливый человек?
-Смешливый человек – человек, который легко может рассмешить.
3. Можно ли смешного человека назвать насмешливым?
Смешного нельзя назвать насмешливым.
1 КОМАНДА
Цель:
• Автоматизация звука [ж] в предложениях, введение их в речь.
• Уточнение, активизация словаря.
1. В чем разница между невежей и невеждой?
Невежа – это грубый, невоспитанный человек. Невежей можно также назвать любого, даже воспитанного по сути человека, если в конкретный момент он проявил неуважение, грубость и невежливость к кому-либо.
Невежда – глупый, не умеющий адекватно реагировать на критику, нежелающий исправляться. Такие люди не просто мало знают, они обижаются, если их пытаются исправить и имеют ложную уверенность в себе.
Логопед:
И вот, наконец дети довольно неплохо произносят звук в словах, в предложениях, и наступает последний этап автоматизации - в связной и самостоятельной речи.
5. АУКЦИОН пословиц, поговорок, чистоговорок
Цель:
• Автоматизация звуков [ш], [ж] в стихотворных текстах.
• Развитие фонематического слуха.
Задание: одна команда говорит, другая команда находит [ш], [ж]. Кто последний вспомнит стихотворение получит приз.
***
У Маши ложка в каше.
Что делать нашей Маше?
Выложила кашу в плошку
И накормила кошку.
***
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шумишь, шумишь?»
***
Мышонок отвечает мыши:
«Шуметь я буду тише, тише»
***
Жужжит над жимолостью жук
Тяжелый на жуке кожух.
***
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.
***
Вот детишки Маша, Миша.
Маша мельче, Миша выше,
Миша Маше что-то пишет
Отгадай, что пишет Миша.
***
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапкой кошка.
***
У ежа ежата, у ужа ужата.
III. Заключительная часть.
Логопед:
Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребенка. Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов при содействий учителя – логопеда и воспитателей, ускорит процесс автоматизации звуков и введение их в свободную речь, повысит уровень речевого развития дошкольников и качество их подготовки к школе.
7. Рефлексия: «Закончи фразу».
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Сегодня я узнала…. Меня сегодня удивило…. Больше всего мне понравилось….. Хотелось бы добавить…. И т. д.
Подведение итогов. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество голосов.