Аллахярова Фарида
Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы собрались, чтобы уточнить как правильно проводить звукобуквенный анализ слов и поупражняться в нем.
Уважаемые родители, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).
Публикация «Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей „Как играть с буквами, Звукобуквенный анализ и синтез слов“» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Буквы. Консультации для родителей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Звукобуквенный анализ включает :
1. Определение наличия звука в слове.
Игра «Будь внимательным»
а) Послушайте мои слова, если в слове вы услышите звук У, то хлопни в ладоши. (Утка, книга, стол, ухо, снег, муха)
б) Я называю звуки, если услышите звук О выкладывай на стол счетную палочку.
2. Определение первого и последнего звука в слове.
Игра «Эхо» : слушайте мои слова, называйте первый (последний) звук в слове.
Игра «Цепочка» : друг за другом называем слова. Новое слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
(МухА – АвгусТ – ТорТ – ТиР - РакетА)
Игра «Изобрази тот предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя»
Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:
Девочку зовут Катя. Какой первый звук в ее имени? - К. Названия каких предметов начинаются с этого же звука?
-Кошка, канат, камень и т. п.
Как изобразим кошку (канат, камень и т. п. ?
Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.
3. Определение места звука в слове.
Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.
Игра "Поезд" Разместить пассажиров по вагоном. Условие - в вагоне занимают места только пассажиры, в названии которых есть заданный звук.
Ребенок контролер проверяет правильно ли выполнено задание.
1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А,У,О,И,Ы,Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных).Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу],[jэ].
А согласные звуки петь не могут и с этим согласились. Поэтому их называют -согласными. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.
2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом (как синий твердый лед, мягкие — зеленым цветом (как зеленая мягкая травка). Запомните, что
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Перед вами лежит картинка (кот, лошадь, собака, мишка, кит). Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».
3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).
Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку без колокольчика.
Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.
4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звуко-буквенный анализ слова, мы используем схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.
Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть.
В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.
Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.
Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова щука.
Задача взрослых – сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.
В памятке для родителей представлены этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, а также дидактические игры, которые помогут ребенку успешно освоить все этапы. (Приложение 2).
Родители! Проводимая Вами работа обязательно даст положительные результаты, а дети смогут избежать многих трудностей в дальнейшем школьном обучении. Желаю успехо
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.
ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.
В русском языке 10 гласных букв : А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю
гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.
Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука :
- в начале слова (яма /йама/)
- после гласных звуков (маяк /майак/)
- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)
я = й+а, ю = й+у, е =й+э, ё = й+о
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.
Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:
например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.
Не имеют парных звуков :
Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].
Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].
Согласный и гласный звуки образуют слог : АМ, СА, ОК, НЫ.
Последовательность звукового анализа
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
6. Обозначь выделенный звук фишкой.
7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т. д.
8. Произнеси слово по фишкам.
Слова для звукового анализа
• Ум, ус, ах, ох.
• Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
• Аист, утка, овцы, ива, уши.
• Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.
• Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.
• Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.
• Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы формирования звукового анализа и синтеза
1. Определение наличия звука в слове • Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
• Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
1. Вычленение звука в начале слова • Я знаю 5 слов на звук «С» : слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.
• Буква потерялась. .ыба (рыба, .от (кот, .кно (окно)
• Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н»
1. Вычленение звука в конце слова • Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
• Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные • Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло, а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
• Назови мягкую пару.
1. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам • Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
• Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
1. Определение количества слогов в слове • Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.
• Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
1. Полный звуковой анализ и синтез слов • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ.