МААМ-картинки

Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Аллахярова Фарида
Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мы собрались, чтобы уточнить как правильно проводить звукобуквенный анализ слов и поупражняться в нем.

Уважаемые родители, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Публикация «Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей „Как играть с буквами, Звукобуквенный анализ и синтез слов“» размещена в разделах

Звукобуквенный анализ включает :

1. Определение наличия звука в слове.

Игра «Будь внимательным»

а) Послушайте мои слова, если в слове вы услышите звук У, то хлопни в ладоши. (Утка, книга, стол, ухо, снег, муха)

б) Я называю звуки, если услышите звук О выкладывай на стол счетную палочку.

2. Определение первого и последнего звука в слове.

Игра «Эхо» : слушайте мои слова, называйте первый (последний) звук в слове.

Игра «Цепочка» : друг за другом называем слова. Новое слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

(МухА – АвгусТ – ТорТ – ТиР - РакетА)

Игра «Изобрази тот предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя»

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в ее имени? - К. Названия каких предметов начинаются с этого же звука?

-Кошка, канат, камень и т. п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т. п. ?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

3. Определение места звука в слове.

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

Игра "Поезд" Разместить пассажиров по вагоном. Условие - в вагоне занимают места только пассажиры, в названии которых есть заданный звук.

Ребенок контролер проверяет правильно ли выполнено задание.

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А,У,О,И,Ы,Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных).Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу],[jэ].

А согласные звуки петь не могут и с этим согласились. Поэтому их называют -согласными. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом (как синий твердый лед, мягкие — зеленым цветом (как зеленая мягкая травка). Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Перед вами лежит картинка (кот, лошадь, собака, мишка, кит). Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку без колокольчика.

Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звуко-буквенный анализ слова, мы используем схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть.

В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.

Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова щука.

Задача взрослых – сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.

В памятке для родителей представлены этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, а также дидактические игры, которые помогут ребенку успешно освоить все этапы. (Приложение 2).

Родители! Проводимая Вами работа обязательно даст положительные результаты, а дети смогут избежать многих трудностей в дальнейшем школьном обучении. Желаю успехо

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.

ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.

В русском языке 10 гласных букв : А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю

гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука :

- в начале слова (яма /йама/)

- после гласных звуков (маяк /майак/)

- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)

я = й+а, ю = й+у, е =й+э, ё = й+о

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:

например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.

Не имеют парных звуков :

Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].

Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог : АМ, СА, ОК, НЫ.

Последовательность звукового анализа

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т. д.

8. Произнеси слово по фишкам.

Слова для звукового анализа

• Ум, ус, ах, ох.

• Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.

• Аист, утка, овцы, ива, уши.

• Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.

• Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.

• Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.

• Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

1. Определение наличия звука в слове • Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …

• Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)

1. Вычленение звука в начале слова • Я знаю 5 слов на звук «С» : слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.

Буква потерялась. .ыба (рыба, .от (кот, .кно (окно)

• Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н»

1. Вычленение звука в конце слова • Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?

Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…

1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные • Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло, а Мише на мягкий «Мь» (мяч)

• Назови мягкую пару.

1. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам • Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…

• Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками

1. Определение количества слогов в слове • Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.

• Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры

1. Полный звуковой анализ и синтез слов • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда за 2018–2019 учебный год Анализ работы учителя - логопеда Силаевой Н. М. за 2018-2019 учебный год. Цель : создание благоприятных условий для развития речи, обучения,.

Анкета учителя-логопеда для родителей детей с ОНР УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Данное анкетирование поможет нам в дальнейшем строить процесс обучения с учётом Ваших замечаний, предложений и пожеланий.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: "Слоговой анализ и синтез слов" Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Тема : Слоговой анализ и синтез слов. Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов» Развитие фонетического анализа и синтеза Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в.

Семинар для родителей воспитанников «Я умею играть» Цель семинара: показать родителям воспитанников доступные средства, для обучения дошкольников грамоте в игре. Ведь работа со словами и звуками.

Советы для родителей учителя-логопеда информация для родителей Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителейВзаимодействие учителя-логопеда и родителей Работа над проблемой организации работы логопеда с семьёй по формированию звукопроизношения я пришла к выводу, что взаимодействие с семьёй.

Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Уважаемые родители! Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 13:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов»» (включая файлы) размещена пользователем Аллахярова Фарида (УИ 2049071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД