Елена Новохацкая
Семинар-практикум «Творчество: воображение и личность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питает источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Цель: раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста, для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник в рисовании.
Публикация «Семинар-практикум „Творчество: воображение и личность ребенка“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1. Особенности творчества дошкольника.
2. Создание развивающей пространственной среды по изодеятельности.
3. Обогащение и разнообразие детского опыта.
4. Развитие творческого воображения дошкольников.
5. Практикум по обучению различным техникам рисования.
6. Тематика занятий по рисованию на основе нетрадиционных способов изображения.
7. Разминка «Рисунок на спине»
8. Формы организации педагогического процесса, приемы руководства творческой деятельностью.
9. Советы по планированию работы развивающего характера.
10. Примерные задания на развитие фантазии.
.
Литература:
1. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества»
2. Савицкая И. А. «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2005
3. Казарина Е. В. «Дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности дошкольников» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2004
1. Творческие возможности детей проявляются уже в раннем возрасте. Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований : стремление изменить определенную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Работа по формированию у детей творческих способностей в изобразительной деятельности должна представлять систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности.
Самым важным условием раскрытия творческих способностей детей является создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения».
Принцип свободы является непременным в развитии детского творчества. Реализовать его не так просто, как кажется на первый взгляд. В чем его сущность?
В любом возрасте ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал, тему, вид деятельности и место для работы. Необходимо дать ему свободу эксперимента с материалами, возможность собственных открытий, проверки идей.
В понятие свободы входит также отказ от вмешательства рук взрослого в детский рисунок, отказ от стремления приравнивать детский рисунок к сознанию взрослого, надо признать его самобытность и особенность, так как детскому рисунку присущи: идея округлости, целостность и обобщенность, антропоморфизм (очеловечивание, анфаснопрофильное изображение, прозрачность и незаслоняемость рисунка, гиперболизм, изолированность.
Материалы для рисования обязательно должны располагаться в доступном для ребенка месте. Необходимо создать ощущение «свободы выбора» в решении познавательных задач, поощрять, стимулировать проявление самостоятельности и творчества. Надо научить его свободному отражению окружающего, выражению своего отношения к изображаемому, научить создавать изображение по замыслу.
2. Среда, окружающая ребенка, должна быть развивающей. Ничего лишнего, каждая вещь, предмет должны нести положительную информацию. Для привлечения детей к рисованию и развития творчества необходимо в группах создать уголки изобразительной деятельности. Такие уголки играют важную роль в образовательном процессе, так как они связаны со всеми областями развития : эмоциональной, физической, социальной, интеллектуальной.
В уголке должны быть следующие материалы: карандаши, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, восковые мелки, краски гуашевые, акварельные, тушь, масляные краски, пастель, сангина, уголь. Альбомные листы бумаги, тонированная бумага, планшеты, материалы для коллажа. Для нетрадиционных техник рисования: свеча, парафин, жидкое мыло, пластилин, поролон, вата, губка, гусиные перья, тычки из поролона, меха.
Очень важно разнообразить материал, на котором выполняется рисунок. Бумага может использоваться самая разная – газетная, оберточная, картон, чертежная, тонкая и плотная. Рисовать можно также на дощечках, линолиуме, керамической плитке, пластике, бересте, ткани.
В уголке надо иметь кисти, ножницы с тупыми концами. Обязателен мольберт с бумагой не менее 24 х 36 см. Краски наливаются в небольшие плоскостные емкости. Посуда для воды должна быть прозрачной, емкость не менее 0,5 л на каждого ребенка.
Важным атрибутом является халат. Нужны также различные альбомы, книги, иллюстрированные художниками, такими как Е. Лось, Н. Поплавская, В. Васнецов и другими, наборы открыток с памятниками архитектуры, деревянные и глиняные раскрашенные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства. Произведения (репродукции) живописи, графики должны доступны для созерцания; альбомы, папки с репродукциями, игры должны быть доступны детям, радовать их не только своим содержанием, но и внешним видом. С детьми необязательно обсуждать сюжеты картин и скульптур, достаточно лишь самостоятельного сосредоточенного рассматривания, вглядывания в детали.
Обязательно предусмотреть место для выставки детских работ как коллективных, так и индивидуальных.
3. Детское творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью. «Чем богаче опыт человека, - писал Л. С. Выготский, - тем больше материал, которым располагает его воображение». Обогащению детского опыта способствует система работы. Очень важно учить как можно больше наблюдать окружающую жизнь, природу, читать художественную литературу, рассматривать предметы народных промыслов, посещать выставки, музеи, организовывать встречи с художниками, проводить экскурсии в художественные мастерские, слушать музыку, беседовать о чувствах, эмоциях, вызванных встречей с прекрасным.
4. Воображение дошкольника связано прежде всего с особенностями его мотивационной и познавательной среды и позволяет ребенку актуализировать свой опыт, дает ему возможность реализовать целый ряд потребностей: в познании, в общении, в самоутверждении и самовыражении.
Основным показателем творческой сущности воображения является признак новизны. Чтобы оценить новизну продукта, используются такие показатели, как направленность на решение поставленной задачи, вариативность и оригинальность решения.
К факторам развития творческого воображения ребенка следует прежде всего отнести личностно ориентированное общение взрослого, которое по своим целям и результатам отвечает потребностям ребенка познавать, преобразовывать, осваивать мир, способствует раскрепощению воображения и мышления.
Важно научить ребенка различным способам рисования, дать понятие о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт.
Развитию творческого воображения способствует рисование от пятна, черты, рисование отгадок на загадки, рисование по замыслу.
5. Практикум:
1. Педагогам раздаются листы бумаги с изображением пятен и черты. Предлагается создать какой-либо образ под звучание детского музыкального произведения.
2. «Нарисуй и расскажи». Предлагается нарисовать то, что можно найти в лесу. (Представьте себе, что вы отправились в лес отдохнуть на природе. Гуляя по лесным тропинкам вы вдруг обнаружили…. Нарисуйте, что вы нашли)
3. Развитию воображения способствуют занятия – упражнения. Цель их – научить детей разной технике рисования, но не заставлять в ней работать. Здесь мы ставим задачу создавать образ, не навязываем технику. Ребенок выберет их сам. Главное здесь – овладение разными приемами и системами изображения. Такие занятия проводятся игровым методом уже в младших группах. Воспитатель предлагает предмет, образ, вещь, а дети воспроизводят их каждый по-своему. «Сегодня мы с вами будем рисовать котенка. Маленького, красивого, пушистого. Рисуйте, как котенок пьет молоко или спит. Какие у него лапки? А какой хвост? Где мордочка? и т. д. Такая постановка вопросов поможет лучше ребенку представить образ котенка и вызовет желание его изобразить. (воспитателям предоставляются палочки с ватой, тампоны, кусочки поролона, меха и др. Изображают котенка в различных техниках, рассказывают о своем рисунке).
Для развития воображения можно предложить в старших группах детям рисовать следующие темы: «Радость», «Страх», «Счастье», «Я веселый», «Я грустный», «Рисуем музыку», «Рисуем песенку пчелы», «Рисуем удары сердца», «Шум дождя», «Настроение в солнечную погоду» (раздать карточки с названием тем и предложить выполнить рисунки. Включить лирическую музыку)
Л. С Выготский отмечал, что разумный характер мышления сводится к проблеме речи. Рисунок является прекрасным средством развития не только мышления и речи, но и воображения, чувственной сферы. Для осуществления этих идей используются современные педагогические технологии. С тех пор, как в практику работы дошкольных учреждений входит ТРИЗ, можно говорить о несколько необычных и в то же время интересных способах изображения.
Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь качественную бумагу, (чем качественнее бумага, тем лучше изображение, акварельные краски, мыло, кисти, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.
Методика работы:
На стеклянную основу при помощи краски, воды, мыла кистью наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном.
Рисование свечой. Можно рисовать на бумаге свечой, затем нанести фон гуашью. Рисунок проявляется на цветном фоне.
«Кляксография» (выполняют все). На бумагу капаем жидкую гуашевую краску. Из полученной капли можно выдуть желаемый предмет. Можно использовать для выдувания трубочку.
«Рисование листьями» (показать способ рисования деревьев)
Поролоновые рисунки. Делается оттиск маленькими поролоновыми фигурками, которые предварительно обмакивают в краску.
Рисование на влажной поверхности. На мокром листе бумаги пальцем, толстой кистью, губкой или ватной палочкой нанести рисунок. Когда высохнет сделать необходимую прорисовку деталей. Этим способом можно рисовать на ткани. Темы: «Мне приснился сон», «Ночной город», «Цветы за занавеской».
Рисование пластилином
Рисование ладошкой, пальцами
Рисование с помощью открыток
Рисование точками, штрихами (можно показать образцы)
6. Тематика занятий по рисованию на основе нетрадиционных способов изображения.
Младшие группы
Пальчиковая живопись: «Кто пробежал по дорожке?», «Огоньки на елке», «Осенние листья», «Снег идет», «Заборчик», «Травка», «Цветы», «Весеннее дерево», «Красивая посуда».
Печатные формы: «Цветы на полянке», «Домик», «Цыпленок», «Зайчик, «Снеговик», «Нарядное платье», «Красивая салфетка», «Косынка в разноцветный горошек», «Елка», «Овощи», «Фрукты», «Веселый поезд»
Рисование по мокрому: «Зажглись на елке фонарики», «Весенние цветы», «Одуванчики в траве».
Средняя группа и старшая группы
Предметное рисование
«Грибы». Трафареты различных шляпок и ножек грибов обвести фломастером, дорисовать, что рядом и что вокруг.
«Овощи». Выбрать из предложенных трафаретов 2-3, обвести свечой, наложить фон-цвет по желанию, дорисовать детали.
«Грузовая машина». Отпечатать с помощью прямоугольной формы, дорисовать детали.
«Осенние цветы». Отпечатать с помощью различных листьев, дорисовать фломастером или красками детали; отпечатать пальчиком по сырой краске, дорисовать детали.
«Птицы». Отпечатать листочком овальной формы туловище, кончиком среднего пальца головку, дорисовать хвост, некоторые детали, которые рядом, вокруг.
Сюжетное рисование
«Что выросло на грядке» (коллективная работа). Печатание овощей с помощью различных листочков, дорисовывание деталей, зелени.
«Что выросло в лесу». Печатание формой, листочками, пальчиком, дорисовывание деталей фломастером или красками.
«Кто живет в лесу» Печатание большим пальцем туловищ, кончиком среднего пальца головок, дорисовывание ушек, хвостиков, лапок.
«Мой пушистый друг» Печатание туловищ домашних животных большим пальцем, головок – кончиком среднего пальца, дорисовывание ушей, хвостиков, лапок.
«Уборка урожая» (коллективная работа). Печатание грузовых машин с помощью прямоугольной формы, дорисовывание деталей, которые рядом, вокруг.
7. Разминка «Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Педагоги разбиваются на пары. Один встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, цветок, снеговик и др.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем педагоги меняются местами.
8. Формы организации педагогического процесса, приемы руководства творческой деятельностью.
Наиболее эффективными являются подгрупповые и индивидуальные занятия.
В любом возрасте приемлемы игровые приемы, беседы. Особое место отводится наглядности. Но нельзя наглядность применять, как образец. Используя образец, необходимо помнить, что лучше применять разновариативные образцы, чтобы избежать штампов в детских рисунках.
В обучении хорошо использовать приемы – толчки и приемы- упражнения. Из методов можно использовать поисковый и эвристический, информативно-рецептивный, исследовательский. Особо выделяется метод упражнений. В упражнениях не ставится задача создания образа и не навязывается вид техники – выбор остается за детьми.
При обучении способам изображения рекомендуется использовать:
• Вариативный показ: показ способа рисования отдельным детям, тем, кто испытывает затруднения (на отдельном листочке);
• Провоцирующий: чистой кисточкой сделать набросок и ребенок увидит, каким может быть тот или иной предмет, образ);
• Уточняющий : «Это котик? А почему у него ушки, как у зайчика? Поправь.»
Хорошим методом является совет. В роли совета может быть загадка. Или в случае, когда ребенок затрудняется, какие краски нужны при решении темы, посоветуйте посмотреть в окно, на землю.
Важно работать над живописностью рисунка. Объясните детям, что рисунок красивый не потому, что он яркий, а потому, что он живописный, ритмичный, в нем – интересное и удачное сочетание цветов и оттенков.
9. Советы по планированию работы развивающего характера.
Следует помнить, что вся работа по изобразительной деятельности должна быть направлена на развитие детского творчества. Поэтому, планируя ее, нужно подбирать такой материал, такие задачи, которые развивали бы эстетическое восприятие, воображение, формировали бы образные представления, давали бы возможность детям овладеть разнообразными способами изображения, позволяющими передать в рисунке широкий круг предметов и явлений.
На разных занятиях можно решать одни и те же задачи. Важно учитывать системность в распределении тем. Это позволит формировать у детей прочные навыки и умения, научит их видеть предмет, вещь со всех сторон.
Можно следовать рекомендациям Т. С. Коморовой в том, что при повторении темы нет необходимости буквального ее повторения. Во избежание штампов в изображении разных предметов и объектов, надо предлагать детям передавать один и тот же предмет в разных видах, в другом окружении. Такой подход помогает решать однородные задачи вариативно.
Например, тема недели «Обувь».
Варианты тем по рисованию, аппликации : «Украсим туфельку для Золушки», «Мы шагаем в сапогах по лужам», «В магазине детской обуви», «Модельеры обуви», «Сапожки для принцессы» и др.
Тема недели «Осень» : «Осеннее настроение», «Деревья в золотом наряде», «Рыжая осень», «Дождливый день», «Осенний хмурый день» и др.
10. Примерные задания на развитие фантазии.
Эти задания готовит воспитатель. Необходимо продумать задания для каждого ребенка. Они даются на листах бумаги, вложенных в конверты. Их могут «прислать» Незнайка, Королева Кисточка, Мастер Карандаш, забывчивый Художник и другие герои, персонажи литературных произведений.
• На лист бумаги наносим самые разнообразные линии – округлые, ломаные, прямые, напоминающие незаконченный рисунок. Линии наносятся простым карандашом. Ребенок выполняет рисунок в цвете, дополняя и заканчивая его. Обязательным должен быть рассказ и рисунке.
• На листах изобразить геометрические фигуры. Детям предлагается определить, на что они похожи, а потом нарисовать «увиденный образ». Рассказ обязателен.
• Кто больше увидит. У каждого на листе нарисованы 5-6 одинаковых геометрических фигур в разных позициях. Дети должны из них сделать полные рисунки (проделать с педагогами, подготовить заготовки).
• Рисование с линии: одинаковые короткие линии расположены хаотично. Можно начать с рассказа о палочке. Жила- была палочка (рисуете палочку, надоело ей быть палочкой – стала она скакалочкой, надоело ей быть скакалочкой – стала каталочкой. Надоело ей быть каталочкой, стала она стрелой. Стрела полетела далеко и попала в болото. В болоте жила лягушка (показать как это рисуется на доске).
• Кто дорисует? Дети по желанию дорисовывают рисунок по деталям, частям предметов, животных.
• Рисунки – путешествия. «Путешествуя» по лесам, лугам, океанам, морям, по временам года, дети делают зарисовки в альбоме, на отдельных листах. Дети рисуют красками, применяя разную технику – мазки, пятна, тычки, передавая сюжеты в цвете, смешивая краски, комментируя свои действия.
• Линия- волшебница. Воспитатель рассказывает о линии, строгой и ровной, которая решила попробовать быть другой: линия- облако, линия- завиток, линия- волна и т. д. Рисовать красками, карандашами, фломастерами.
Самое главное в акте творчества – внушить ребенку уверенность в своих возможностях и способностях, уверенность в своем успехе, в значимости его действий.
Кто- то измудрецов сказал, что воспитатель организует сцену, но не выступает на ней. Если взрослые будут выполнять работу за ребенка, возможно, он никогда не сможет поверить, что сам сможет сделать это. Не уступайте, давайте побольшесамостоятельности. Пусть дети ищут выход из ранее предусмотренных рамок, ищут путь в неизведанное, в свое будущее.