Папки-передвижки

Семинар-практикум «Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ»

Марина Шувыкина
Семинар-практикум «Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Самоанализ профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»

Подготовила и провела: воспитатель-методист Шувыкина М. А.

Кто строг к себе, тот снисходителен к ближним,

а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним.

(Пьер Грегори)

План семинара-практикума.

1 часть (теоретическая)

1. Актуальность выбранной темы.

2. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ГОС ДО.

Публикация «Семинар-практикум „Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ“» размещена в разделах

3. Самоанализ как средство решения задач.

4. Методические рекомендации для написания отчёта.

2 часть (практическая)

5. Профессиональная рефлексия.

1. Актуальность.

Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.

Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.

2. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ГОС ДО

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

- планирование воспитательно-образовательной работы;

- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять

• целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

- консультативная помощь родителям;

- создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

3. Самоанализ как средство решения задач

Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.

Основы анализа и самоанализа деятельности педагога

Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т. д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.

Подготовка самоанализа

Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.

1. Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью ДОУ?

2. Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?

3. Каков вклад педагога при реализации программы развития ДОУ?

4. Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельность педагога удовлетворяет потребности воспитанников?

5. Как складываются взаимопонимания с детским коллективом во время занятий и вне их? Можно ли говорить о качестве освоения ООП и формирования личностных качеств?

6. Проявляют ли воспитанники интерес к различным видам деятельности?

7. Есть ли в группе воспитанники, которые проявляют повышенный интерес к знаниям и овладению навыками, умениями и как он удовлетворяется?

8. Каковы успехи воспитанников по освоению образовательных областей?

9. Как вы оцениваете свой контакт с воспитанниками?

10. Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?

13. Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?

14. Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?

15. Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?

Проведение самоанализа

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

• по совершенствованию обучения,

• по использованию технических средств,

• по применению методов воспитания,

• по совершенствованию форм обучения,

• по результатам применения новых методов в педагогической науке,

• по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,

• по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,

• по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.

4. Методические рекомендации для проведения самоанализа (памятка для педагогов)

Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического (управленческого) опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.

Выявление педагогом несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений

Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Целью представления самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики, в профильной области знаний,

в умении творчески решать педагогические задачи,

в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания,

в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы,

в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников,

в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,

в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (воспитанников) и собственное самообразование.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности :

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

2. Избыток фактов и цифр.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Вопросы для самоанализа педагога (по автору Пичугиной Л. С.)

1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?

2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?

4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на занятии и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями воспитанников?

6. Как организуется взаимодействие с группой на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество воспитанников на занятии?

7. Что предпринимается для развития интереса к различным видам деятельности?

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных воспитанников с отличающимися возможностями или склонностями?

9. Какие методы оценки деятельности воспитанников Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

10. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация о достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно воспитания и развития ребенка?

11. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

12. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности

2 часть (практическая)

5. Профессиональная рефлексия

Профессиональная рефлексия педагогов

Цель: Способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.

Задачи:

1. Развивать групповое общение.

2. Способствовать формированию навыков анализа собственного поведения, внутреннего состояния.

3. Развивать эмпатию педагогов.

4. Способствовать сплочению коллектива.

Материалы к занятию: карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, релаксационная музыка.

Ход занятия

Подготовительная часть

Приветствие.

Диагностика настроения

Оцените свое настроение по 5-балльной системе.

Основная часть

Объявление темы занятия

Обсуждение понятия «рефлексия педагога»

• Что такое рефлексия

• Компоненты рефлексии

• Способы развития рефлексии педагога

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Педагогическая рефлексия.

По исследованию Л. А. Карпенко. Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д. Дьюи, "вечный ученик своей профессии".

Структура педагогической рефлексии

Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:

Релаксация - это физическое и психическое расслабление

Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.

Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

Упражнение «Три имени»

Цель упражнения: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.

Инструкция. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Упражнение «Без маски»

Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "Я".

Инструкция. Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "

"Иногда люди не понимают меня, потому что я. "

"Верю, что я. "

"Мне бывает стыдно, когда я. "

"Особенно меня раздражает, что я. "

«Когда со мной заговаривают дети, я…»

«Когда со мной заговаривают родители, я…»

«Иногда у меня возникает желание…»

«Когда я смотрю на детей, я…»

Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что…», приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что…», так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

Упражнение «Портрет в розовых тонах»

Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.

Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»

Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

Упражнение «Поглаживание»

Продолжите фразу «Мне в вас нравится…» для своего соседа слева.

Заключительная часть

Рефлексия

Что понравилось

Что не понравилось

Свои мысли и переживания по поводу прошедшего занятия

Упражнение «Поглаживание»

Продолжите фразу «Мне в вас нравится…» для своего соседа слева.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ»
Опубликовано: 24 декабря 2020 в 12:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шувыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД