Марина Шувыкина
Семинар-практикум «Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Самоанализ профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»
Подготовила и провела: воспитатель-методист Шувыкина М. А.
Кто строг к себе, тот снисходителен к ближним,
а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним.
(Пьер Грегори)
План семинара-практикума.
1 часть (теоретическая)
1. Актуальность выбранной темы.
2. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ГОС ДО.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самоанализ
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
3. Самоанализ как средство решения задач.
4. Методические рекомендации для написания отчёта.
2 часть (практическая)
5. Профессиональная рефлексия.
1. Актуальность.
Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.
Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.
Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.
2. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ГОС ДО
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
• Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять
• целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
3. Самоанализ как средство решения задач
Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.
Основы анализа и самоанализа деятельности педагога
Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т. д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.
Подготовка самоанализа
Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.
1. Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью ДОУ?
2. Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?
3. Каков вклад педагога при реализации программы развития ДОУ?
4. Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельность педагога удовлетворяет потребности воспитанников?
5. Как складываются взаимопонимания с детским коллективом во время занятий и вне их? Можно ли говорить о качестве освоения ООП и формирования личностных качеств?
6. Проявляют ли воспитанники интерес к различным видам деятельности?
7. Есть ли в группе воспитанники, которые проявляют повышенный интерес к знаниям и овладению навыками, умениями и как он удовлетворяется?
8. Каковы успехи воспитанников по освоению образовательных областей?
9. Как вы оцениваете свой контакт с воспитанниками?
10. Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?
13. Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?
14. Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?
15. Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?
Проведение самоанализа
Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:
• по совершенствованию обучения,
• по использованию технических средств,
• по применению методов воспитания,
• по совершенствованию форм обучения,
• по результатам применения новых методов в педагогической науке,
• по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
• по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
• по результатам организации самообразования.
При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.
После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.
В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.
4. Методические рекомендации для проведения самоанализа (памятка для педагогов)
Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического (управленческого) опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.
Выявление педагогом несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений
Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Целью представления самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики, в профильной области знаний,
в умении творчески решать педагогические задачи,
в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания,
в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы,
в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников,
в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (воспитанников) и собственное самообразование.
Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности :
1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
2. Избыток фактов и цифр.
3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
Вопросы для самоанализа педагога (по автору Пичугиной Л. С.)
1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?
2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?
4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на занятии и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями воспитанников?
6. Как организуется взаимодействие с группой на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество воспитанников на занятии?
7. Что предпринимается для развития интереса к различным видам деятельности?
8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных воспитанников с отличающимися возможностями или склонностями?
9. Какие методы оценки деятельности воспитанников Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
10. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация о достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно воспитания и развития ребенка?
11. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
12. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности
2 часть (практическая)
5. Профессиональная рефлексия
Профессиональная рефлексия педагогов
Цель: Способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Развивать групповое общение.
2. Способствовать формированию навыков анализа собственного поведения, внутреннего состояния.
3. Развивать эмпатию педагогов.
4. Способствовать сплочению коллектива.
Материалы к занятию: карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Ход занятия
Подготовительная часть
Приветствие.
Диагностика настроения
Оцените свое настроение по 5-балльной системе.
Основная часть
Объявление темы занятия
Обсуждение понятия «рефлексия педагога»
• Что такое рефлексия
• Компоненты рефлексии
• Способы развития рефлексии педагога
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Педагогическая рефлексия.
По исследованию Л. А. Карпенко. Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д. Дьюи, "вечный ученик своей профессии".
Структура педагогической рефлексии
Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:
Релаксация - это физическое и психическое расслабление
Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.
Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.
Упражнение «Три имени»
Цель упражнения: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Инструкция. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Упражнение «Без маски»
Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "Я".
Инструкция. Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "
"Иногда люди не понимают меня, потому что я. "
"Верю, что я. "
"Мне бывает стыдно, когда я. "
"Особенно меня раздражает, что я. "
«Когда со мной заговаривают дети, я…»
«Когда со мной заговаривают родители, я…»
«Иногда у меня возникает желание…»
«Когда я смотрю на детей, я…»
Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)
Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.
Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что…», приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что…», так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).
Упражнение «Дерево цели» (7 минут)
Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.
Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры
Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».
Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.
Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.
Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении
Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.
Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.
Упражнение «Портрет в розовых тонах»
Попытаться дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас - Барабас … Пример: Иван-царевич изменил состояние бабы-яги.
Информирование: поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему»
Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?
Упражнение «Поглаживание»
Продолжите фразу «Мне в вас нравится…» для своего соседа слева.
Заключительная часть
Рефлексия
Что понравилось
Что не понравилось
Свои мысли и переживания по поводу прошедшего занятия
Упражнение «Поглаживание»
Продолжите фразу «Мне в вас нравится…» для своего соседа слева.