Анастасия Болохоева
Семинар-практикум с родителями «Речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Раннее речевое развитие ребенка»
Тема раннего речевого развития детей очень популярна, и продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения.
На слайде и у вас на столах лежат буклеты на тему «Переодизация речевого развития детей»
Публикация «Семинар-практикум с родителями „Речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года.
В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба, лепетать (па, ма, бах, частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя, и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).
В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.
Так же большую роль в развитии речи играет рассматривание иллюстраций. Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.
К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).
После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.
К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).
Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб, особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.
Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.
Оценивать речь ребё нка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:
• малыш отвечает на простые вопросы;
• он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
• ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
• его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
• к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
• он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
• он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
• ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
• начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики, уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
• он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
• малыш может показать две - три части тела или больше;
• слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.
! Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.
Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития?
Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.
Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребё нка есть одна из следующих патологий:
• моторная алалия
• сенсорная алалия,
• дизартрия,
• афазия,
• ринолалия,
• тугоухость, или отсутствие слуха,
• задержка речевого развития,
• общее недоразвитие речи.
В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:
• ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
• когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
• малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
• ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
• сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
• к 2 годам в речи почти нет слов.
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают, что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу.
Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет
Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями :
• учить малыша подражать речи взрослых;
• поддерживать его стремление общаться с окружающими;
• развивать умение понимать речь близких людей;
• учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
• перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
• различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
• складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
• задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать,
• учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.
• работа с картинками в детских книжках
• чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток
Следуйте этим советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
(на столах у родителей находятся различные контейнеры на развитие мелкой моторики, развитие дыхания, развитие слоговой структуры у детей, пальчиковые игры и т. д)
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Читайте ребёнку книги
Развивающие песенки и потешки
Заставляйте малыша подражать
Повторение звуков и слов
Вербальное участие в диалоге со взрослыми
Артикуляционные упражнения
• Задувать свечку;
• Дуть в дудочку;
• Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
• Надувать мыльные пузыри;
• Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
• Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
• Пособия на развитие мелкой моторики (контейнеры с картинками с мелкими животными)
Уважаемые родители обратите внимание на столах у вас стоят контейнеры. В них наполнены различные крупы. Окуните руки в них и посмотрите что там.
-Что это?
Кто это?
Давайте вместе подумаем, что развивается у детей при выполнении такого упражнения?
Таким образом у ребенка развивается
- мелкая моторика, речевая активность, слуховая активность.
Что все это способствует чему правильному речевому развитию детей.
И сейчас предлагаю вам принять участие в разработке пособия на развитие воздушной струи.
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
(фоном играет музыка)
На столах у родителей лежат заготовки.
Уважаемые родители! У вас возникли ли какие либо затруднения при выполнении упражнения на развитие воздушной струи?
Почему? (Ответы родителей)
Подведение итога.
Таким образом Развитие воздушной струи у детей включает в развивает речевое дыхание, развитие силы, плавности и длительности выдоха, а также на выработку способности направлять воздушную струю в нужном направлении.
Такие упражнения помогают сформировать правильное речевое дыхание и научить ребёнка правильно произносить звуки речи.
Все это развитии всех выше перечисленных аспектах у детей будет правильное и всестороннее развитие речи