Татьяна Григорян
Семинар-практикум с родителями «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»
Форма проведения собрания. Семинар-практикум.
Цель. Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование. Пять прозрачных стаканов, гуашь четырех цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План семинара-практикума.
1. Теоретический материал. Консультация для родителей «Маленькие исследователи».
Публикация «Семинар-практикум с родителями „Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход мероприятия.
1. «Маленькие исследователи» - консультация.
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира». Ориентировочно – исследовательская направленность в поведении малыша была и ранее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта. Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти!» Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментировании.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи – кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию. Что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своим калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя. Почему же собака не может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко. Наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года». Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его один на один с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой – самый главный «дипломатический прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2.. Элементарные опыты. «Разноцветная водичка», «Песочек», «Выпустим воздух из стакана», «Помоем камешки», Экспериментирование со звуком
«Разноцветная водичка».
Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличатся от сока, молока и других жидкостей.
«Уточки плавают».
Цель: закрепить знание свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
«Песочек»
«Домик для черепашки Агашки»
Цель: закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учит использовать разную форму камней, их сходство с чем либо – при постройке домика.
Экспериментирование с воздухом
1.«Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Ветерочек»
Цель: Продолжать знакомить с таким природным явлением, как ветер.
Предложить воду в мисочке – это море, ребенок – ветер. Подуть на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть – тем больше волны. Опустить на воду парусные кораблики, подуть. Что делают кораблики? Что будет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Ходит в море ветер – пастушок, Дует ветер в маленький рожок. А вокруг него бегут барашки, У барашков – белые кудряшки…
«Почему кораблики не плывут?»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Экспериментирование со звуком
«Почему не слышно?»
Цель: Выявить причины ослабления звука
Материал: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.
Процесс: Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише). Дети закрепляют в емкости преграды — «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.
Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна и знакома.