Наталья Смирнова
Семинар-практикум с педагогическим коллективом «Родительское собрание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм организации родительских собраний в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ход встречи.
Публикация «Семинар-практикум с педагогическим коллективом „Родительское собрание в детском саду“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2020
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко "семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать «семейное воспитание".
И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Одним из приёмов, помогающих родителям раскрепоститься и сплотиться коллективу на родительском собрании, является ритуалы (ритуалы приветствия, прощания).
Упражнение «Комплимент». Передать по кругу шар и сказать соседу комплимент.
«Принятие правил родительского собрания»
Принятие правил родительского собрания проводится на первом собрании в начале учебного года. Правила записываются и вывешиваются на видном месте в группе. Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и, при необходимости, изменить. К правилам обращаются на каждом родительском собрании. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника родительского собрания. Список примерных правил:
приходить вовремя;
быть позитивным;
не критиковать друг друга;
не перебивать других, говорить по очереди, говорить недолго и нечасто;
никого ни к чему не принуждать;
соблюдать конфиденциальность.
Правила о правилах.
Правила должны:
- быть реальными для осуществления;
- быть понятными;
- не противоречить друг другу;
- быть написанными доступным языком;
- предусматривать разумное наказание за нарушение;
- быть известными для тех, кому они предназначены;
- быть доступными для исполнения.
Игра «Цветик-семицветик». Родителям можно предложить поиграть. Перед вами игра «Цветик-семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.
Игра «Светофор». В игровой форме показать возможности ребёнка. Если ребёнок не выполняет данное правило, то вы закрашиваете кружок красным цветом; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтом цветом; если выполняет - зеленым цветом.
o Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
o Аккуратно складывает одежду.
o Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
o Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
o Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
o Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
o Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
o При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
o Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
o Не говорит матерных слов.
Посмотрите на цвет фломастера, это поможет вам решить, над чем следует поработать с детьми.
Упражнение «Веревки»
Психолог. Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.
Достоинства моего ребенка
Недостатки моего ребенка
Каким бы хотел я видеть моего ребенка.
(Задание на 2-3 минуты.)
После того как написали, психолог задает вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
Обобщает психолог. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.
Тест «Какой вы родитель?»
теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
4. И в кого ты такой уродился (2 балла)
5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
6. Ну на кого ты похож? (2 балла)
7. Я в твои годы( 2 балла)
8. Ты моя опора и помощник (1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)
Теперь посчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
Техника «требования к ребёнку». На листе бумаги нарисовать требования каждого члена семьи: мамы, папы, дедушки, бабушки и т. д. Задать вопросы какие качества ребёнка хотите видеть? Что поощряете в ребёнке?
Закончить родительское собрание можно рефлексией, ритуалом прощания.
Рефлексия.
Педагоги в кругу: характеризуют своё эмоциональное состояние, обмениваются мнениями и чувствами о проведённом собрании (понравилось – не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т. д.).