яночка жеребецкая
Семинар-практикум «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
Цель:
• Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
Публикация «Семинар-практикум „Ребенок идет в школу, Психологическая готовность родителей“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
• Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
• Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
• Применять различные виды работ для достижения задач семинара.
Форма работы: групповая
Виды работы: короткое информационное сообщение, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.
Ход семинара:
Ритуал приветствия
Добрый вечер, уважаемые родители!
В продолжении мастер – класса по теме: «Как помочь ребенку учиться», мы сегодня с Елизаветой Петровной хотели бы провести с Вами семинар – практикум, тема которого будет: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей».
Но для начала я предлагаю всем нам познакомиться, сыграв в игру – приветствие: «Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника».
Каждому из участников предлагается придумать для себя эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Повернувшись к рядом стоящему участнику, первый участник говорит следующую фразу: «Привет – я, Яркая Яна, а ты кто?» и жмет руку и тд.
Молодцы, девочки.
Предлагаю сейчас Вам всем перенестись к морю и получить порцию релакса, после напряженного рабочего дня. Встаньте, пожалуйста, друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящему участнику, закройте глаза, и почувствуйте теплоту. А теперь представьте, что Вы находитесь на море, светит ярко солнышко, кричат чайки, Вы слышите шум прибоя, и Вам на пляже делают расслабляющий массаж. После слова массаж, начинаем делать его друг другу. Открываем глазки. Раз, два, три, повернись и обратно возвратись.
Ребята, сейчас я предлагаю Вам подойти ко мне и вытянуть из волшебного мешочка по одному предмету. Согласно цвету фишек, разбейтесь на три команды. Даем Вам минутку, чтобы придумать названия Вашим командам и выбрать капитана. Молодцы!
Команды, займите, пожалуйста, Ваши места.
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т. к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств недостает нашим первоклассникам.
Слово психологу.
Сейчас мы с Вами сыграем в одну игру – «Игра – опрос»
Целью, которой будет помочь выяснить, насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Если:
• “Да” - красный цвет.
• “Нет” - зеленый.
• “Не знаю” - синий.
Вопросы:
1. Добрый ли ваш ребенок?
2. Вежливый ли ваш ребенок?
3. Общительный ли ваш ребенок?
4. Щедрый ли ваш ребенок?
5. Внимательный ли ваш ребенок?
6. Правдивый ли ваш ребенок?
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
8. Справедливый ли ваш ребенок?
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
10. Ответственный ли ваш ребенок?
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л. А.)
Слово психологу (психолог обобщает, какой должен быть первоклассник).
Сейчас попрошу выйти капитанов команд, и нарисовать за 2 минуты портрет идеального будущего первоклассника, обозначив на портрете те качества, на которые Вы подняли листочки красного цвета.
А теперь предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающего школьного обучения
- Испытываете сильное беспокойство, поднимите 2 руки вверх (встать на дорожку следов красного цвета)
- Слегка волнуетесь (умеренное) – поднимите 1 руку, например, правую (и встаньте на дорожку следов синего цвета)
- Если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – сложите руки перед собой, как ученики (и пройдите на зеленую дорожку)
Уважаемые родители, подумайте, пожалуйста, и скажите, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
Слово психологу.
Подойдите, пожалуйста, все ко мне и выберите по одному листочку, на котором написано следующее задание.
Задание №1 родителям :
У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:
Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики
- “ Вот пойдешь в школу, там тебе. Ты, наверное, будешь двоечником”
(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)
- “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”
(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др)
- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”
(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)
Задание № 2
Проблемные ситуации для родителей
1. Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
2. Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
3. Ваш ребенок в подготовительной группе (6 - 7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?
Слово психологу.
А сейчас давайте встанем в круг, и сыграем с Вами в следующую игру: “Разброс мнений”
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а Вы должны его продолжить.
1. Мой ребенок любит играть.
2. Любимая игрушка моего ребенка.
3. Дома мы играем.
4. Игры могут научить детей.
5. Мне кажется, что моему ребенку.
6. Я считаю, что игра.
7. Любимая игра моего ребенка.
8. Ребенку для игры нужно.
9. Мой ребенок боится.
10. Мой ребенок любит.
11. Я со своим ребенком занимаюсь.
12. Моему ребенку трудно.
13. Мой ребенок не умеет.
14. Мой ребенок мечтает о.
15. Мой ребенок в школе.
16. Я хочу, чтобы мой ребенок.
17. Меня волнует в моем ребенке.
18. Положительные черты характера моего ребенка – это.
19. Мой ребенок в детском саду.
20. Дома я своему ребенку читаю.
21. Я думаю мой ребенок в школе.
22. Я рассказываю своему ребенку о школе.
23. Любимая сказка моего ребенка.
24. Меня радует в моем ребенке.
25. В выходные дни я с ребенком.
26. Я запрещаю своему ребенку.
27. Мой ребенок умеет хорошо.
28. С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок.
29. Мой ребенок любит больше всего.
Ритуал прощания. Кому попадет клубок в руки, должен закончить мое предложение: «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ….?» и передает клубок следующему участнику, оставляя у себя край, таким образом, чтобы в итоге получился круг.
Дорогие родители, предлагаю Вам связать все Ваши «пожелания», чтобы они принесли удачу в учебе Вашим деткам.
А что полагается за хорошую работу на семинаре?
- Правильно, «5»!
- Подойдите ко мне и возьмите свои оценки.
На память о нашем семинаре примите от меня эти медали отличников, и блокнотики, в которых можно будет записывать достижения и успехи своих деток.
Спасибо за участие.