Лучший педагог года

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Марина Гусева
Семинар-практикум «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад № 42»

Семинар-практикум (для педагогов)

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки"

Подготовила: музыкальный руководитель

Гусева М. А. 14. 04.2022г.

г. Ярославль

Цель:

Публикация «Семинар-практикум „Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки“» размещена в разделах

1. Познакомить педагогов с понятием: "Развитие эмоциональной отзывчивости, как основы творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки".

2. Систематизировать представления педагогов о путях, средствах, эффективных методах и приёмах, применяемых для развития эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой.

1. Введение. Теоретическая часть.

1.1. История вопроса.

1.2 Актуальность темы.

1.3 Эмоциональная отзывчивость на музыку - основа музыкальности ребёнка.

1.4 Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка.

1.5 Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.

1.6 Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости к музыке у детей дошкольного возраста

1.7 Возрастные особенности развития музыкальной отзывчивости детей.

1.8 Эффективные методы и приёмы развития музыкальной отзывчивости.

2. Практические советы педагогам. (практические задания, применяемые в различных видах музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости на музыку).

2.1 Слушание музыки (возраст детей 6-7 лет)

"Утро" Э. Грига

2.2 Слушание музыки (возраст детей 6-7 лет)

"В пещере горного короля" Э. Грига

2.3 Слушание музыки (возраст детей 6-7 лет)

Март «Песня жаворонка» П. И. Чайковского - из альбома «Времена года"

2.4 Слушание музыки (возраст детей 3 – 5 лет) .

"Болезнь куклы" П. И. Чайковского

"Новая кукла" П. И. Чайковского

2.5 Творческое музицирование на инструментах в разных видах музыкальной деятельности (пении, слушании, движении)

Пение песни "Малыши и дождик" музыка и слова О. Девочкиной и музицирование на колокольчиках (возраст детей 3-4 года).

2.6 Творческое музицирование на инструментах в разных видах музыкальной деятельности (пении, слушании, движении)

Слушание песни "Танец волшебных фей" слова и музыка М. Мишаковой и

музицирование на колокольчиках, треугольниках и металлофонах (возраст детей 5-7 лет).

Импровизация с карандашами или красками – «Зимние танцующие Феи» (в группе или дома).

2.7 Танцевальная импровизация и творческое музицирование с музыкальными инструментами и танцевальными атрибутами в музыкально - ритмической деятельности (возраст детей 6-7 лет).

Задачи:

Развивать пластику движений, координацию, выразительность, способность к импровизации под данную мелодию с использованием атрибутов и музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты и атрибуты для танцевальной импровизации: ложки, трещотки, платочки, колокольчики, треугольники, ленты, цветные шарфики, тамбурины (самодельные).

Музыкальные произведения дл танцевальной импровизации:

«Новогодняя полька» музыка Е. Филипповой. "Вальс". «Ой, на горке калина» (русская народная песня).

Вопросы:

- Почему ты выбрал этот атрибут (инструмент?

- Потому, что это вальс, плавный танец, под него удобно танцевать с шарфиком (колокольчиком, треугольником) и т. д.

2. 8 Вывод:

2.9 Литература

Ход семинара – практикума

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей

дошкольного возраста через восприятие музыки".

Введение.

1. Теоретическая часть.

«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего – ребенка». (Выготский Л. С.)

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определил как одну из важнейших задач становления ценностной ориентации и социализации ребёнка «развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)». Подчёркивается значимость осмысленного и эмоционально окрашенного художественного восприятия. В современных условиях ребенок подвергается серьезным эмоциональным испытаниям. Необходимо создание условий для полноценного развития ребенка, в том числе развития его нравственной сферы, социальных чувств, таких как эмоциональная отзывчивость, сострадание и сочувствен, которое определяют его отношение к другому человеку и самому себе.

1.1. История вопроса.

Над проблемой влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников работали известные ученые - педагоги такие как Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева, Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, Н. Л. Школяр, Н. А. Метлов, Э. Б. Абдулин, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Ражников и др.

Проблеме эмоциональной отзывчивости через восприятия музыки уделяли внимание отечественные и зарубежные психологи: С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и другие.

Классики отечественной психологии утверждали, что ядро музыкальности образуют три музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность).

1.2 Актуальность данной темы.

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных отношений и умении общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

1.3 Эмоциональная отзывчивость на музыку - основа музыкальности ребёнка.

Слайд 5

Эмоциональная отзывчивость на музыку - основа музыкальности ребёнка.

Эмоциональная отзывчивость—это одна из главных музыкальных способностей. По определению Б. М. Теплова «эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению».

Для успешного осуществления музыкальной деятельности, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

1.4 Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки, а также в музыкально-ритмических движениях.

В детской музыкальной отзывчивости всегда присутствует исполнительская деятельность. Ребёнок, слушая музыкальное произведение, начинает размышлять, что-то представлять (у него развивается музыкальное мышление и творческое воображение). Ребёнок эмоционально чувствует настроение, характер звучания музыки и у него возникают определённые впечатления. Он готов размышлять о музыке, выразить её характер словами (в беседе о музыке, в движениях, которые подходят к характеру звучания музыки. Ребёнок готов нарисовать то, что он чувствует или выбрать цвет который подходить к данному произведению.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера.

1.5 Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.

Восприятие музыкального произведения начинается с чувства, которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание понятного ему содержания и радость проявления эмоций при восприятии этого содержания.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта ребёнка. Лучше всего она формируется и развивается в процессе восприятия (слушания) музыки. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, музыка влияет на мировоззрение человека, является идеальной средой для обогащения и гармонизации детской эмоциональной сферы.

В процессе слушания музыки дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и чувствовать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказываться о характере музыки.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей современной и детской музыки.

Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа : сменой интонации, настроений.

Развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия музыки возможно при следующих условиях:

- активное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя;

- оснащение развивающей среды группы, музыкального зала, соответствующим оборудованием и атрибутами;

- привлечение детей к слушанию музыки, создание у них настроя на восприятие;

- первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним;

- повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

- закрепление у детей представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем;

- создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в художественной, игровой, танцевальной деятельности.

1.6 Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости к музыке у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия музыки возможно при следующих условиях:

- Разработка перспективного плана по развитию музыкальной отзывчивости (через все виды музыкальной деятельности).

- Оснащение развивающей среды группы, музыкального зала, соответствующим оборудованием и атрибутами;

- Активное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя;

- Соблюдение правил восприятия музыки с детьми старшего дошкольного возраста : обязательное сохранение алгоритма слушания музыкальных произведений с детьми старшего дошкольного возраста :

- привлечение детей к слушанию музыки, создание у них настроя на восприятие;

-первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

- повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

- закрепление у детей представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем;

- создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в художественной, игровой, танцевальной деятельности.

1.7 Возрастные особенности развития музыкальной отзывчивости детей.

В Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова). Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные).

К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Дети эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке, у них формируется музыкальный вкус в процессе накопления слуховых впечатлений, активизируется музыкальное мышление и творческое воображение в процессе восприятия музыки.

Умение воспринимать произведения музыкальное произведение, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства, которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание понятного ему содержания и радость проявления эмоций при восприятии этого содержания.

1.8 Эффективные методы и приёмы развития музыкальной отзывчивости.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов, таких как:

- Наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения).

- Словесный (образный рассказ о музыке, беседа о содержании произведения).

- Практический (передача музыки в движениях).

- Наглядно-зрительный (игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ).

- Использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.

Так - же я применяю методы, разработанные О. П. Радыновой, которые называются "Особые методы".

• Метод контрастных сопоставлений произведений разного характера, который, активизирует художественно-образного мышление, творческое воображение и проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Методы уподобления характеру звучания музыки :

- Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки - это движение под музыку.

- Словесное уподобление характеру звучания музыки - выразительные пояснения характера звучания музыки (какая музыка звучит)

- Вокальное уподобление характеру звучания музыки (в виде тихого напевания педагогом мелодии).

- Цветовое уподобление характеру звучания музыки – когда дети выбирают цвет, характеризующий настроение музыки так, как они его чувствуют (к веселой и радостной музыке выбирают жёлтый, оранжевый цвет, а к грустной, печальной, дождливой песенке выберут цвет серый, синий, фиолетовый, когда в рисунках дети отображают не только определенный сюжет, но и свое настроение.

- Мимическое уподобление - это выражение лица взрослого (улыбка или серьёзность, что важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

- Темброво-инструментальное уподобление - это выбор инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального произведения).

- Интонационное уподобление - важно с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают ещё значение всех слов, они ориентируются на интонационную выразительность речи педагога.

- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки – это использование живописи, художественного слова, пантомимы,

2. Практическая часть.

Практические задания, применяемые в различных видах музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

2.1. Слушание музыки (возраст детей 6-7 лет)

Цель - учить детей внимательно слушать и узнавать произведение, создающее художественно-музыкальный образ. Называть композитора, настроение (характер музыки, свои представления под эту музыку и узнавать это произведение на картинке (в репродукции).

На магнитной доске висят картинки к знакомым детям музыкальным произведениям.

Звучит отрывок произведения:

"Утро" Э. Грига

Вопросы:

- Какой называется произведение и кто композитор? ( Ответ: "Утро" Э. Грига)

-Какой характер музыки в этом произведении? ( Ответ: музыка светлая, спокойная, нежная, не быстрая, будто просыпается природа).

- Каким цветом вы бы разукрасили эту музыку? (желтым, оранжевым, голубым, зелёным).

2.2 Слушание (возраст детей 6-7 лет)

Звучит отрывок произведения:

"В пещере горного короля" Э. Грига

Вопросы:

- Какой называется произведение и кто композитор? ( Ответ: "В пещере горного короля" Э. Грига)

- Какой характер музыки в этом произведении? ( Ответ: музыка тревожная, страшная, сначала - тихая, медленная, затем она ускоряется, усиливается звук и постепенно становится громче и громче). Это шествие и пляска гномов и троллей в пещере.

- Каким цветом вы бы разукрасили эту музыку? ( Ответ: тёмным, ведь в пещере нет окон - серым. коричневым, фиолетовым).

2.3 Слушание (возраст детей 6-7 лет)

Звучит отрывок произведения:

Март «Песня жаворонка» П. И. Чайковского - из альбома «Времена года"

Вопросы:

- Какой характер музыки в этом произведении? ( Ответ: Весёлая, радостная, нежная.

солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело.

- Каким цветом вы бы разукрасили эту музыку? (голубым, жёлтым, оранжевым).

Детям можно предложить выбрать цвет к музыке и показать его на цветном мячике.

2.4. Слушание музыки (возраст детей 3 – 5 лет).

Цель: учить детей внимательно слушать и узнавать произведение. Называть композитора, настроение музыки, свои представления под эту музыку и узнавать это произведение на картинке (в репродукции)

Звучит отрывок пьесы:

"Болезнь куклы" П. И. «Чайковского

Вопросы:

- Какой называется музыка? ( Ответ: «Болезнь куклы»)

- Кто написал эту музыку? (П. И. Чайковский)

-Какое настроение у этой музыки? ( Ответ: музыка тихая, грустная. печальная жалобная).

Звучит отрывок пьесы:

"Новая кукла" П. И. «Чайковского

Вопросы:

- Какой называется музыка? ( Ответ: «Новая кукла»)

- Кто написал эту музыку? (П. И. Чайковский)

-Какое настроение у этой музыки? ( Ответ: музыка радостная, весёлая, девочка танцует с куклой, на рада новой кукле).

Детям предлагается сравнить эти произведения. Эти пьесы хорошо доступны для образного понимания детей. Грустная девочка, убаюкивающая и утешающая заболевшую куклу, близка и понятна маленькому слушателю. Героями этих произведений являются куклы, но силой воображения ребёнка и автора они оживают и их жизнь отражает настоящую, в которой бывают но только радости, но и грустные моменты.

Тихая грустная мелодия пьесы "Болезнь куклы" передает печаль девочки, у которой заболела кукла: мы словно слышим её вздохи, а также стоны и жалобные интонации болеющей куклы.

Пьеса "Новая кукла" передаёт радость девочки новой игрушке.

Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой.

Методы, которые использовались в процессе слушания музыки :

- Наглядно-слуховой (фрагмент из музыкального произведения).

- Словесный (образный рассказ о музыке).

- Наглядно - зрительный (художественные иллюстрации)

- Метод цветового уподобление характеру звучания музыки

- Метод контрастных сопоставлений 2-х произведений разного характера,

- Словесное уподобление характеру звучания музыки

- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки (использование живописи).

2.5 Творческое музицирование на инструментах в разных видах музыкальной деятельности (пении, слушании, движении)

Пение песни "Малыши и дождик" музыка и слова О. Девочкиной и музицирование на колокольчиках (возраст детей 3-4 года).

2.6 Творческое музицирование на инструментах в разных видах музыкальной деятельности (пении, слушании, движении)

Слушание песни "Танец волшебных фей" слова и музыка М. Мишаковой и

музицирование на колокольчиках, треугольниках и металлофонах (возраст детей 5-7 лет).

Импровизация с карандашами или красками – «Зимние танцующие Феи» (в группе или дома).

2.7 Танцевальная импровизация и творческое музицирование с музыкальными инструментами и танцевальными атрибутами в музыкально - ритмической деятельности (возраст детей 6-7 лет).

Задачи:

- Уметь определять танцевальный жанр (польку, вальс, пляску).

- Развивать пластику движений, координацию, выразительность, способность к импровизации под данную мелодию с использованием атрибутов и музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты и атрибуты для танцевальной импровизации: Ложки, трещотки, платочки, колокольчики, треугольники, ленты, цветные шарфики, тамбурины (самодельные).

Музыкальные произведения дл танцевальной импровизации:

«Новогодняя полька» музыка Е. Филипповой. "Вальс". «Ой, на горке калина» (русская народная песня).

После танцевальной импровизации можно задать детям вопросы:

– Почему ты выбрал этот атрибут (инструмент?

Ответ: Потому, что это вальс, плавный танец, под него удобно танцевать с шарфиком, лентой (к музыке подходит нежное звучание колокольчика, треугольника и т. д.

2.8. Вывод:

Итак, огромная роль в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников принадлежит музыке.

Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников через восприятие музыки способствует формированию культуры слушательского восприятия при котором воспитанники самостоятельно могут определять контрастные по настроению музыкальные произведения, находят аналогии между музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства, художественным словом, а также понимают собственные эмоциональные переживания, возникшие в результате эмоционального отклика на музыкальное произведение в различных видах деятельности.

2.9. Литература:

1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 1989-270с.

2. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.

3 .Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

4. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М. : Айрис-пресс, 2007.- 160с.

5. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М. : Музыка, 1972. - 383 с.

6. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;

7. Радынова О. П. Дошкольный возраст : задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание. -1994-№ 2-24-30с.

8. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М. : Просвещение, 1990. - 158 с.

9. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции : 2-е изд. – М. : Музыка, 1972. – 168с.

10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»
Опубликовано: 16 апреля 2022 в 16:39
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гусева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД